• Сегодня 16 апреля 2024
  • USD ЦБ 93.59 руб
  • EUR ЦБ 99.79 руб
Нота модус - Автоматизация бизнес-процессов

IPO – мода или цель?

16.12.2007

IPO – мероприятие не только затратное, но и весьма продолжительное – требует высокого уровня подготовки. В отдельных случаях срок реализации всей процедуры до выхода на биржу, может составлять до 4-х лет. При этом можно выделить три основных этапа: подготовительный, этап размещения, работу с инвесторами после размещения.

Подготовительный этап условно состоит из отдельных стадий, отличающихся спецификой раскрытия информации. Первая — проведение внутренних мероприятий, направленных на повышение прозрачности юридической структуры и финансовой отчетности компании и совершенствование эффективности управления. На этой стадии целесообразно осуществить размещение серии облигационных займов, тем самым подготавливая компанию и круг потенциальных инвесторов к будущей эмиссии акций.

Проведение внутренних реформ следует начать за несколько лет до размещения. Основная цель – определить стоимость бизнеса, создать системы управления, нацеленные на повышение стоимости компании или группы компаний, и выделить наиболее привлекательных для инвесторов направления деятельности. Мягкая реструктуризация может стать одним из главных путей к успешному размещению, прямо повлияв на стоимость акций. В случае отказа от реструктуризации или при выходе на рынок с недореструктуризированной собственностью существует большая вероятность получить серьезный дисконт в цене акций.

Примерно за год до размещения эмитент должен определиться с организаторами IPO, для чего, как правило, проводится тендер. Вместе с андеррайтером устанавливаются существенные условия размещения: цена, площадка, количество акций (price, place, percentage), затем начинается разработка основных документов, необходимых для размещения, в частности бизнес-плана и информационного меморандума, а также проводятся необходимые оценочные мероприятия и экспертизы. Составляется и издается предварительный проспект эмиссии.

Главная цель второй стадии – сформировать благоприятное мнение инвесторов о бумагах эмитента. Как правило, за полгода до IPO начинается активная маркетинговая кампания: публикуются аналитические статьи о рынке, о перспективах развития эмитента и прочее.

Объявление о размещении – третья стадия этапа подготовки. В течение месяца организуются пресс-конференции, интервью, интернет-конференции с руководством компании, собирающие как аналитиков, так и потенциальных инвесторов из разных регионов. Проводятся массированные PR-акции, организуются выездные road-show, призванные довести до широкого круга инвесторов необходимую информацию и повысить их интерес к акциям компании. Нужно сформировать и профессиональный IR-отдел для работы с инвесторами. В это же время андеррайтер и группа консультантов занимаются подготовкой документации – регистрируется дополнительная эмиссия акций. По мере проведения «дорожного шоу» организаторы размещения начинают формировать книгу заявок.

На четвертой стадии, за два месяца до размещения, информационная кампания постепенно снижает темп, с тем чтобы инвесторы осмыслили информационнй поток прошлых месяцев. В СМИ не реже раза в неделю появляются лишь главные новости.

На пятой, заключительной, стадии, за месяц до непосредственного размещения, PR-кампания должна быть активизирована, чтобы окончательно утвердить инвесторов в решении приобрести акции. Эти усилия необходимы даже в случае сформированной книги заявок, так как инвесторы сохраняют право отзыва заявки.

Выход на биржу. По завершении активной маркетинговой кампании и road show на встрече с инвестиционными банкирами согласуются окончательные объем и цена размещения, издается новая версия проспекта эмиссии с ценовой поправкой. Начинается процесс распределения акций среди инвесторов участниками синдиката, в руках которых остается часть акций. В случае успешной регистрации отчета о выпуске ценных бумаг в ФСФР начинается торговля акциями на бирже, а сама сделка по размещению завершается после перевода денег на счет компании андеррайтером, который в течение начального периода торгов выступает в роли маркетмейкера (market-maker), поддерживая стабильность котировок компании.

Работа с инвесторами после размещения. Как говорилось ранее, выход на IPO влечет качественное преобразование подходов к ведению бизнеса. Компании, вышедшие на фондовую биржу, обязаны снабжать инвесторов необходимой актуальной информацией, своевременно публиковать отчетность. Собственно, эта задача и должна решаться IR-отделом компании. Отныне ключевыми показателями компании становятся: P/E, P/B, P/S. Рентабельность продаж, чистая нераспределенная прибыль (вернее темп ее накопления) будут играть существенное влияние и прямое влияние на отношение инвесторов к акциям компании и, соответственно, – на их стоимость.

Вячеслав Гвоздев


Комментарии

Защита от автоматических сообщений