• Сегодня 23 апреля 2024
  • USD ЦБ 93.25 руб
  • EUR ЦБ 99.36 руб
Вторая конференция «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития»

Зачем ритейлерам СТМ?

29.11.2011

Согласно рейтингу агентства INFOLine лидерами по развитию собственных торговых марок стали Магнит, X5 Retail Group, Ашан, Metro Cash&Carry, Лента, Дикси и Мария-Ра. Для публичных компаний такие результаты являются позитивными, поскольку большая доля СТМ повышает операционную эффективность, а значит, и привлекательность их акций.

Рейтинг был составлен с учетом доли СТМ в выручке сетей в 2010 году и первой половине 2011 года, доли СТМ в общем количестве SKU, общего объема продаж и других показателей. Очень примечательно то, что в рейтинге оказались не только крупные федеральные сети, но и региональные, и это является весьма отрадным фактом.

Ранее по показателю СТМ в ассортименте лидировали магазины Копейка, где на долю СТМ приходилось до 22% ассортимента. Судя по последним данным, этот показатель у Копейки вырос до 24%, у Пятерочки — до 16,4%, а у Перекрестка — всего до 8-9%. Дискаунтеры Магнита в первых строчках этого рейтинга не значатся, но зато являются одними из лидеров по доле СТМ в выручке. Сейчас на такую продукцию у Х5 и Магнита (в целом по компаниям) приходится около 12-15% от выручки, у Дикси этот показатель сейчас, скорее всего, более 11%. В России объемы продаж этой группы товаров не так высоки, — около 100 млрд руб. в год, — но этот сегмент очень бурно растет, и в 2011 году он может достигнуть 150 млрд руб., а с учетом планов ритейлеров по развитию сектора товаров под собственной торговой маркой, в 2012 году рынок СТМ в России составит 300 млрд руб. Но пока даже эти, на первый взгляд, внушительные цифры очень невелики, поскольку сейчас объем продаж товаров под СТМ составляет всего 1% от общих продаж в розничной торговле, и этот показатель значительно ниже, чем у развитых стран.

Запуск товаров под собственными торговыми марками помогает снизить издержки. Как правило, стоимость СТМ на 15-20% ниже сопоставимых брендированных продуктов, что в условиях снижения доходов населения и спада потребительского спроса очень важно, поскольку позволяет менее активно инвестировать в цены без ущерба для трафика, как следствие, рентабельность будет увеличиваться при росте доли СТМ. Однако, на мой взгляд, в ближайшем будущем добиться сильного и качественного роста этой доли будет очень сложно просто потому, что российский потребитель СТМ воспринимает пока не очень активно, да и развитие этот сегмент получил не так давно — в период кризиса 2008-2009 годов, поэтому на сегодня положительное влияние этого фактора ограничено.

На мой взгляд, сейчас в потребсекторе наиболее интересны акции Магнита, который является самым быстроразвивающимся ритейлером. А последняя финансовая отчетность показала хорошее восстановление рентабельности, что позволяет говорить об успешных результатах по итогам года. Целевая цена — 3850 руб.

Антон Сафонов, аналитик Инвесткафе


Комментарии

Защита от автоматических сообщений