• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями

Люди vs. машины: кто победит в битве за рабочие места

27.03.2017

С момента появления искусственного интеллекта люди задаются вопросом, чем им грозит такое соседство. Не оставят ли нас машины в будущем без работы? Авторы американского журнала об инновациях и технологиях Fast Company в своей новой статье объясняют, почему надо не бояться, а скорее радоваться этому обстоятельству.

В последнее время можно часто наблюдать, как современные технологии изгоняют людей с исконно человеческих рабочих мест. Простой пример массовых сокращений можно привести в связи с новейшими разработками, активно внедряемыми в сфере транспорта. В начале этого года в Англии прошли забастовки, вызванные многолетним сокращением в Лондонском метро. И такой случай далеко не единичный.

Еще в 2013 году Оксфордский университет выпустил исследование, согласно которому в течение 20 лет в Великобритании 35%, а в США до 47% рабочих мест окажутся под контролем искусственного интеллекта.

Для скептиков стоит уточнить, что искусственный интеллект (ИИ) — это не бортовой компьютер из «Космической Одиссеи» Стэнли Кубрика, и даже не забавный и трогательный робот Электроник из советского фильма. Искусственный интеллект в его научном и реалистичном понимании — это машины, которые не просто берут на себя определенные функции, поручаемые им людьми. Ключевой особенностью ИИ является то, что он обладает способностью к самосовершенствованию. То есть он устроен по такому же принципу, что и человеческий мозг, который повышает свою эффективность в процессе работы.

Тотальное ускорение прогресса, устаревание знаний, рост социального класса людей, которые проигрывают машинам конкуренцию за рабочие места — все эти явления отнюдь не из далекого будущего, все это происходит уже сегодня, на наших глазах. Перед человечеством встает вопрос, как занять эту массу людей и дать им возможность приносить пользу обществу.

Несмотря на то, что искусственный интеллект находится только на начальном этапе своего развития, и его присутствие в нашей жизни еще не так ощутимо, тот момент, когда руководящие звенья компаний вынуждены переоценивать значимость работы своих сотрудников, уже настал. Возможности, которых с внедрением новых технологий становится все больше, заставляют менять принцип работы отдела кадров, процесс приема на работу новых сотрудников, а также разрабатывать новые модели обучения.

В подтверждение вышесказанного говорят результаты опросов, проведенных среди более чем 10 тысяч кадровых и бизнес-лидеров из 140 стран мира. Они были представлены в докладе «Тренды развития человеческого капитала — 2017». Большую часть этих перемен авторы исследования связывают с проникновением в сферу труда базового программного обеспечения ИИ.

«Мы пришли к выводу, что в действительности ИИ устраняет не рабочие места, а рабочие задачи, создавая вместо них новые и тем самым создавая новые рабочие места, которые в свою очередь будут более человечными», — уверяет Джош Берзин, основатель и руководитель научно-консалтингового центра Bersin by Deloitte. Под «более человечными» рабочими местами Берзин имеет в виду такие, которые требуют не освоенных машинами навыков и умений, подразумевающих сопереживание, общение и решение проблем на стыке областей. «Узким специалистам придется переквалифицироваться или искать для себя новые роли», — добавляет Берзин.

Исследование показало, что 41% опрошенных успешно внедрили искусственный интеллект в рабочий процесс, но только 15% руководителей на сегодняшний день готовы управлять коллективом, где люди, роботы и ИИ работали бы бок о бок.

Тем не менее, уже сейчас многие компании меняют стратегию по найму персонала. Вместо того чтобы брать на работу высококвалифицированных специалистов для выполнения конкретных задач, организации теперь отдают предпочтение сотрудникам с хорошо развитыми коммуникативными навыками и способным к быстрой адаптации к новым задачам, исходя из учета, что отдельные рабочие роли буду меняться и развиваться в условиях внедрения в работу ИИ.

От компаний в будущем будет требоваться повышение эффективности уже имеющихся сотрудников в условиях новых рабочих реалий, нежели поиск и оценка очередных соискателей, с которым и так успешно справится ИИ.

С внедрением в рабочий процесс инструментов ИИ иерархическая структура внутри компании перестает быть такой строгой, рабочий процесс становится более коммуникабельным и командно-ориентированным. «Когда мы работаем с ИИ, то не расходимся по дальним комнатам, чтобы через год вынести на свет божий готовый шедевр. Мы изо дня в день трудимся всем коллективом», — делится опытом Иэн Кросби, один из основателей компании Bench. Однако он добавляет, что найти нужный баланс с новым подходом не так-то легко. «Зачастую, в большой компании лучше начинать с создания маленькой команды, позволить ей развиваться и расширяться», — считает Кросби. Не нужно рубить с плеча и сразу переводить всю компанию на новые рельсы. Ведь никто не знает, каково это работать с ИИ, и перед вами стоит задача воплотить то, что еще никому до вас не доводилось делать.

В целом на основании данного исследования можно уже сейчас сказать, что внедрение искусственного интеллекта не призвано лишить людей своих рабочих мест. Да, как и любые перемены, этот процесс вряд ли придется по душе всем, но и положительные стороны у него есть. В эпоху, когда мы все чаще говорим о том, что технический прогресс только разъединяет людей, лишая их живого общения друг с другом, можно порадоваться тому обстоятельству, что акценты в рабочем процессе смещаются на командную деятельность, и возможностей для тесного личного взаимодействия станет больше.

Источник: ЙОД


Комментарии

Защита от автоматических сообщений