• Сегодня 16 апреля 2024
  • USD ЦБ 93.59 руб
  • EUR ЦБ 99.79 руб
Нота модус - Автоматизация бизнес-процессов

Тренды ритейла-2018

24.04.2018

Российская розничная торговля не стоит на месте: развитие технологий, создание нового оборудования, внедрение государственных инициатив существенно меняют работу ритейлеров.

Государственные инициативы

В первом блоке трендов ритейла-2018 — инициативы государства. Как показала практика ЕГАИС, ФЗ-54, чипирования меховой продукции, именно предложения законотворцев наиболее существенно видоизменяют рынок, затрагивая как производителей, так и продавцов.

  • Прозрачный рынок торговли

До 2024 года в России может быть развернута система контроля оборота товаров. Концепцию по созданию в стране системы маркировки товаров идентификационными знаками до 10 февраля 2018 правительству РФ должны предоставить Минпромторг, Минфин, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба безопасности. Поможет им в этом «Ростех». На настоящий момент торговлю в России в той или иной степени контролируют следующие системы: ЕГАИС (алкогольная продукция), ГИСМ (меховая продукция), МДЛП (лекарственная продукция), ЕГАИС УДС (учёт древесины и сделок с ней).

  • Маркировка обуви

Министерство промышленности и торговли с июня 2018 года начнёт эксперимент по маркировке обуви, которая продается в России. Для этого на обувь будут наносить специальный штрих-код, считывать который смогут обычные кассы. Так, на обувной коробке, помимо привычного уже на этикетке штрих-кода, обозначающего артикул изделия, будет размещаться QR-код с индивидуальным номером каждый пары, который присваивается в момент отгрузки с производства. Предполагается, что на первом этапе эксперимента компании будут добровольно участвовать в маркировке обуви. По предварительным данным, маркировать обувь будут производители на производстве и дистрибьюторы на складах.

  • Маркировка табачной продукции

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о проведении с 15 января по 31 декабря 2018 года эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции. Обеспечить проведение эксперимента уполномочены Минпромторг, Минфин, Минсельхоз, Минкомсвязь, ФСБ, ФНС, ФТС и Роспотребнадзор. Маркировка табачной продукции, как и в случае с другими товарами, должна подтверждать её подлинность и противодействовать незаконному ввозу. Участие в эксперименте будет добровольным. Как именно будет маркироваться табачная продукция — пока непонятно, но, скорее всего, будут задействованы специальные QR-коды, которые будут стоить дешевле, чем внедрение RFID-меток.

Тренды, основанные на требованиях ритейлеров

Помимо государственных инициатив, на рынок ритейла влияют и тренды, рождающиеся из пожеланий и требований магазинов. Они обычно более устойчивые, чем предыдущие, и не столь затратные и болезненные для ритейлеров.

  • Омниканальность

Постепенно российский рынок торговли приходит к пониманию, что ограничивать сферы своей работы только онлайном или офлайном, как минимум, неразумно. Поэтому всё большее влияние набирает тренд омникальности: обычные розничные магазины выходят в интернет, а сетевые продавцы стремятся открывать шоу-румы. И для первых, и для вторых остаётся важным, чтобы при обоих видах деятельности их компания работала как единый организм, например, система лояльности одинаково действовала как для интернет-покупателей, так и для офлайн-клиентов.

  • Увеличение лояльности покупателей и допродажи

Привлечение новых покупателей обходится значительно дороже, чем удержание уже существующих. Поэтому перед ритейлерами постоянно стоят задачи по увеличению лояльности клиентов. Добиться этого можно при помощи CRM-маркетинга и рекомендаций. В обоих случаях усиливается индивидуальная работа магазина с покупателями. Это происходит, например, за счёт push-уведомлений (достаточно настроить в магазине Wi-Fi и разрешить подключаться к сети покупателям или предложить клиентам установить мобильное приложение магазина), рекомендаций на весах самообслуживания (они способны на обычной этикетке с весом и ценой товаров распечатывать, например, рецепт блюда с ингредиентами, которые следует для него докупить).

  • Упрочнение позиций систем лояльности

Современному магазину крайне тяжело справиться с конкурентами, не проводя различные акции. Ведь большинство покупателей выбирают магазин, в том числе исходя из того, какая система лояльности в нём работает (смогут ли они получить прямую скидку или, допустим, как-то потратить впоследствии накопленные баллы). Поэтому в 2018 году продолжится тренд внедрения в магазинах дисконтных и бонусных программ лояльности. Параллельно многие ритейлеры создают и собственные мобильные приложения — их востребованность напрямую зависит от того, какие бонусы магазин может предложить пользователям.

  • Самообслуживание

Этот тренд активно продолжает развиваться в крупных магазинах. Люди не хотят терять время в очереди, поэтому им гораздо удобнее самостоятельно оформить покупку. Ритейлеру системы самообслуживания помогают эффективно экономить площади, а также увеличивать лояльность покупателей. Например, две классические кассы можно заменить четырьмя, а то и шестью устройствами самообслуживания. Наиболее актуальны они будут в пиковые часы: шесть Self-Checkout заменят по скорости работы трех-четырех кассиров.

  • Заметная реклама

Ещё один актуальный в 2018 году тренд направлен на максимальное донесение до покупателя информационных и рекламных сообщений магазина — речь идёт об оснащении торгового зала различными цифровыми рекламными панелями (Digital Signage). Эти устройства могут быть различного размера: огромные часто устанавливают на витрине магазина, чтобы привлечь внимание проходящих мимо людей, а небольшие размещают на кассе, чтобы рассказать об акциях или увеличить допродажи.

Если ритейлер следит за возникающими в торговле трендами и подходит с умом к их внедрению в магазине, это эффективным образом складывается на его бизнесе и позволяет выиграть в конкурентной борьбе.

Узнать больше о развитии технологий и законодательных нововведениях в ритейле вы сможете на  Конференции «Риски и борьба с мошенничеством в ритейле», которая пройдет 4 октября 2018 года в Москве.

Источник: Пилот 



Комментарии

Защита от автоматических сообщений