• Сегодня 19 апреля 2024
  • USD ЦБ 94.09 руб
  • EUR ЦБ 100.53 руб
Нота модус - Автоматизация бизнес-процессов

В случае отмены санкций экономика России расти не будет

13.07.2018

Западные санкции, введённые ещё в 2014–2015 годах, не сказались на состоянии российских корпораций и банковском секторе. Им не удалось достичь главного — сдержать среднесрочный рост экономики РФ.

Так, согласно исследованию Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), санкции затронули чуть более 20% российского ВВП. В общей сложности под них попали свыше 400 компаний и банков. Большинство из них — это «дочки» крупных материнских структур.

По итогам прошлого года совокупная выручка организаций из чёрного списка составила 30 трлн рублей, их вклад в ВВП оценивается порядка 20–21%. Ограничения коснулись крупных банков с госучастием (54% банковского сектора по объёму активов), нефтегазовых компаний (их доля выручки составляет 95% совокупной выручки нефтегазовой отрасли) и почти все предприятия ВПК.

Между тем, именно санкции, введённые в апреле, вызвали наибольший всплеск финансовой нестабильности. Они стали своего рода проверкой на прочность для нашей экономики и финансовой системы, поскольку после их введения произошёл ощутимый отток средств зарубежных инвесторов из финансовых инструментов не только тех компаний, которых коснулись новые ограничения, но и не затронутых санкциями. Впервые на крупные российские компании были наложены блокирующие, а не секторальные санкции.

Но и абсорбировались они быстрее остальных. Блокирующие санкции США (SDN list) запрещают любое взаимодействие компании с американскими агентами. Секторальные санкции (SSI list) делятся на четыре типа (директивы), которые запрещают только какие-то определённые взаимодействия с гражданами или компаниями США.

В 2014 году введение санкций не привело к переходу российской финансовой системы в состояние кризиса, однако инвестиционный климат в стране ухудшился, что на фоне снижения нефтяных цен вызвало рецессию в экономике. В период после 2014 года резкого роста финансовой нестабильности в стране не наблюдалось.

Сдерживают Россию не санкции

По мнению аналитиков АКРА, санкции нельзя назвать ключевым сдерживающим фактором экономического роста в России в среднесрочной перспективе. Потенциал роста экономики страны в период с 2017 по 2018 годы оценивается в 1,5%, и фактический показатель уже близок к этому уровню. В основном рост сдерживается из-за сокращения численности рабочей силы, а потому даже в случае отмены санкций среднесрочный рост экономики вряд ли бы существенно усилился.

Влияние санкций на темпы роста может оказаться более ощутимым в долгосрочной перспективе как для компаний, так и для экономики в целом. Основные барьеры для более быстрого роста, который был бы возможен в отсутствие санкционного режима, — это отмена совместных технологических проектов, снижение экспорта алюминия и добычи нефти и газа.

Отмечается, что санкции, введённые против российских компаний в 2014 году, не отразились на рентабельности последних. Несмотря на то, что рентабельность нефинансовых компаний, попавших в список, снизилась на 1,6 п. п. после введения санкций, причиной этого стала реализация налогового манёвра, а не введение ограничений.

Что касается банковского сектора, то наблюдавшееся в 2015 году снижение рентабельности затронуло не только попавшие под санкции банки, поскольку его причиной стал общий финансовый кризис. У большого количества компаний, попавших под санкции, произошло изменение географии заимствований: доля кредитов и инвестиций, привлекаемых от нерезидентов, сократилась.

Эта тенденция характерна и для компаний, не попавших под ограничения. Совокупный долг компаний, против которых были введены санкции в апреле 2018 года, составляет примерно 1,5 трлн рублей, из которых 12% приходится на облигации, 30% — на рублёвый долг. Поскольку против этих компаний действуют блокирующие санкции, запрещающие любое взаимодействие между ними и компаниями в США, структура долга первых может измениться.

В свою очередь санкции стали стимулом для ускорения разработки и внедрения мер, повышающих устойчивость российской экономики и, в частности, финансового сектора в случае возможной изоляции. Некоторые меры внедрялись бы и в отсутствие санкций, но, вероятно, более медленными темпами. Ценой адаптации к ним стали определённые потери в текущем благосостоянии населения.

Косвенное влияние санкционного режима оказалось более существенным, поскольку затронуло экономику в целом, а именно это привело к изменению следующих компонентов экономической политики государства:

  • торговые барьеры;

  • инфраструктура финансового рынка;

  • требования по хранению данных на территории РФ и локализации программного обеспечения госучреждений;

  • фискальная политика;

  • размещение международных резервов.

В 2017 году объём международных резервов стал полностью покрывать все российские внешние долговые обязательства, уязвимые к вынужденному погашению. Это может нивелировать риски ликвидности, поэтому прямого негативного эффекта на деятельность компаний под санкциями может не возникнуть, хотя и произойдёт ещё большее ухудшение инвестиционного климата.

Долгосрочное влияние санкций на нашу экономику — с точки зрения властей США и ЕС — это их глубинный смысл. Немедленный эффект не очень велик, не надо срывать действующие контракты, а интересы нефтяного сектора учитывались. Но при этом последствия специально задуманы как долгоиграющие, поэтому упор делался на долгосрочное финансирование и технологии. Экономика у нас и при санкциях восстанавливается. Вопрос лишь в темпах. Смягчение или отмена санкций, конечно, облегчит доступ к международным рынкам капитала для госкомпаний. С другой стороны, т.к. ставки в США выросли, всё равно привлекать деньги будет дороже, чем два года назад, поэтому эффект будет смазан. В долгосрочной перспективе отмена санкций будет полезна тем, что исчезнет фактор риска. Потому что сейчас во все российские активы заложен определённый дисконт на санкционные риски как существующие, так и потенциальные. Но ничего немедленно срочно расти не будет, т.е. лишние 0,2–0,3% ВВП — легко, лишние 0,5% через год, вероятнее всего, а вот бешеный прирост до мирового уровня — вряд ли. Есть такое понятие как «пайплайн» (труба) — привлечение финансирования банками и корпорациями. Если из-за санкций в каких-то случаях уже два года, в каких-то четыре, в каких-то полгода не готовились сделки, то, естественно, чтоб перезапустить этот процесс, требуется время. Поэтому инерция будет, скорее, в этом, 


— отметил главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. 

Узнать больше о влиянии санкций на российский бизнес вы сможете на Седьмой конференции «Эффективное управление финансами в холдингах. Как перестроить процессы в условиях изменений», которая пройдет в Москве 16 августа 2018 года.

Источник: NEWs.ru


Комментарии

Защита от автоматических сообщений