• Сегодня 29 марта 2024
  • USD ЦБ 92.26 руб
  • EUR ЦБ 99.71 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями

Кризис в полиграфической отрасли

09.06.2009

В июне 2009 года большое количество российских типографий оказались закрыты. Среди них скоростная офсетная типография «Бутерус», ГПП «Рыбновская типография», ЗАО «ПК Справиздат» и многие другие. Еще больше типографий закрылись или объявлены банкротами по всевозможным слухам, витающим в отрасли – «Рекламус – Принт», «Мегаграф», «Шторм-Принт», «Солидарность» и прочие. Очевидно, что под удар экономического кризиса попали в первую очередь малые и средние типографии. Большие типографские холдинги ограничились тем, что редуцировали заказы и отсеяли некоторых клиентов.

Причин такого масштабного закрытия типографских производств существует несколько. Во-первых, это изначально низкая инвестиционная привлекательность отрасли, что тормозит вовлечение в данный сектор экономики серьезных, конкурентоспособных бюджетов и, как следствие стимулирует появление огромного числа малых и средних типографий с небольшим и часто «б/у-шным» набором техники вместо больших развитых производств, имеющих возможность конкурировать с европейскими.

В 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 и 2007 годах процентная доля инвестиций в полиграфию составила всего соответственно 0,6, 0,8, 0,6, 0,8, 0,8, 0,8, 0,8, 0,7, 0,7, 0,6 (из 100% всех инвестиций в экономику). Для сравнения, в недвижимость в 2007 году было инвестировано 17,3% общего объема, в транспорт и связь – 21,9%, в производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 7,4%, в обрабатывающие производства – 15, 4%, в    добычу топливно-энергетических полезных ископаемых – 13,8%, в добычу полезных ископаемых – 15,2%.

Вторая серьезная причина последовательного отставания отечественной полиграфии обусловлена государственной политикой, проводимой по отношению к отрасли. Так, издательствам внутри страны дешевле печатать глянец за рубежом (из-за 15%-ной налоговой ставки на ввоз мелованной бумаги), нежели передавать типографиям в России. Ситуацию усугубляет и льготная ставка НДС (10%) на ввоз полиграфической продукции не рекламного характера. Поэтому львиная доля больших заказов печатается за границей.

Третья причина создавшейся к настоящему моменту ситуации с закрытием полиграфических производств исторически обусловлена первыми двумя. Первые две причины  в сущности отрезали частным типографам вход в отрасль на сколько-нибудь серьезном уровне. Единственная остававшаяся лазейка – оперативная и коммерческая печать. Добавим к этому, что общая экономическая ситуация 3-5-летней давности характеризовалась начавшимся бумом на рекламном рынке России.

Рисунок 1 отражает расстановку сил различных секторов печати в 2007 году. Развитие рекламной полиграфии опередило все остальные направления. В это же время начинается ажиотаж роста глянцевой периодики. Появляется множество новых изданий, часть из которых печатается в России.

00000157a.jpg

Рисунок 2 также наглядно демонстрирует раздел рынка между секторами печати. Такой резкий бум рекламного рынка и журнальной периодики простимулировал открытие новых производств. На рынок смогло войти огромное количество участников. Таким образом, полиграфический рынок так же как рынок рекламный оказался искусственно раздут. Его резкое развитие и рост были сформированы изначально искусственными факторами.

Кризис в полиграфической отрасли

Поэтому кризисное положение, в котором он оказался в настоящее время, можно назвать некоторым оздоровлением и сужением рынка до его нормального состояния.

Татьяна Жаворонкова


Комментарии

Защита от автоматических сообщений