• Сегодня 19 апреля 2024
  • USD ЦБ 94.09 руб
  • EUR ЦБ 100.53 руб
Нота модус - Автоматизация бизнес-процессов

Poботы-охранники, метки RFID и facial recognition: инновации против магазинных краж

26.09.2018

Потери супермаркетов от действий воров достигают 2% оборота. На протяжении своей истории розничная торговля пытается снизить эти убытки всеми возможными способами. В двадцать первом веке ритейлеры делают ставку на новые технологии.

RFID всезнающий

Технология автоматической идентификации с помощью радиосигналов и специальных меток существует уже много лет. Первые ее образцы появились еще в сороковых годах двадцатого века. В конце столетия радиочастотную идентификацию стали применять массово, но розничная торговля долгое время не спешила с внедрением.

Сегодня на RFID-метки возлагают много надежд. Именно они должны стать основой для магазинов без продавцов в некоторых концепциях вроде BingoBox и Moby Mart. Но область их применения в розничной торговле уже сейчас намного шире, в том числе и в сфере противодействия кражам.

Не секрет, что все крупные сети фиксируют потери, включая хищение сотрудниками. В настоящее время на рынке представлены готовые комплексы с метками, вшитыми в униформу. В частности, активно продвигает свои услуги компания InVoTech System. Пока ее UHF RFID Uniform System внедряется в различных казино в США и Азии. Метки позволяют отслеживать перемещения персонала и вести учет рабочего времени.

Отечественная «Росэлектроника» в январе этого года также анонсировала разработку RFID-меток для «экипировочного имущества». Под этим термином подразумеваются подушки и постельное белье. Заказчиком выступила некая российская авиакомпания.

Принципиальных сложностей в их адаптации для контроля за персоналом в магазине нет. Что дает такой контроль? Во-первых, метки позволяют автоматизировать процесс выдачи новой униформы, сдачу в стирку и на склад. Во-вторых, помогают избежать потерь рабочего времени. И, наконец, в-третьих, выявляют подозрительные передвижения сотрудников.

Внедрение RFID-меток не ограничивается только униформой – это, скорее, приятный бонус. Ритейлеры рассчитывают, что они вытеснят электромагнитные, акустомагнитные и другие системы защиты, распространенные сейчас. Ведь радиочастотная идентификация позволяет массовое считывание без прямой видимости и на большее расстояние. Победное шествие RFID-меток сдерживает только то, что пока не все производители вшивают их в товар или упаковку.

Совсем недавно, 20 марта, сеть гипермаркетов спорттоваров «Декатлон» объявила о планах по 100% охвату RFID-метками. Руководство компании не стало ждать, когда технологию внедрят все поставщики, и решило сделать первые шаги самостоятельно. Основной эффект предполагается от соединения преимуществ офлайновых и онлайновых магазинов – для этого в магазинах сети будут установлены видеопанели с рекламой и каталогами с полным функционалом интернет-площадки.

Попутно магазин получает надежную защиту от воров. Потенциальные преступники не могут спрятаться от систем контроля в примерочных, так как установка потолочного считывателя полностью закрывает зону. Не получится и пронести товар мимо рамок на выходе, так как устройства имеют более широкий радиус отслеживания.

Компания Checkpoint Systems, представляющая противокражные решения для ритейла, выпустила RFID-версии уже существующих популярных систем Attack Spider Wraps и Mini Spider Wraps. Они позволяют следить за положением товара в магазине, в реальном времени показывают его перемещения и подают звуковой и световой сигналы при несанкционированной попытке выноса.

Большой Брат и системы распознавания

Радиочастотная идентификация находится на пути массового внедрения и, даже с учетом некоторых проблем технического характера, очень скоро станет такой же привычной, как штрих-коды. Но, как и у любой инновации, у нее есть конкуренты. Один из них – системы распознавания объектов.

Конкурент тоже весьма перспективный. Amazon в своем магазине без персонала сделала ставку именно на эту концепцию. Ее использование требует доработки только программных комплексов и алгоритмов. Инженерная часть, то есть компактные и недорогие камеры с высоким разрешением, существует давно. Но если открытие такого магазина пока откладывается из-за проблем с обработкой большого количества объектов, то противокражные системы на основе распознавания видео – когда установленные на входе камеры узнают воришек, а система сообщает об этом охраннику – уже существуют и активно находят практическое применение.

В мире пионерами были NEC, Genetec, Neven Vision и L1 Identity Solutions. Последние две фирмы сменили собственников и влились в более крупные корпорации, но их разработки остаются востребованными. По данным Allied Market Research, уже к 2022 году рынок распознавания лиц достигнет 9,6 млрд долларов в год.

Основными заказчиками, правда, называются правоохранительные органы и спецслужбы. Но и для ритейла продукты этих разработчиков представляют не меньший интерес. В компании Genetec, например, есть готовое решение для торговли, которое умеет считать посетителей, составлять тепловые карты, записывать видео в облако и распознавать лица с помощью специальной системы, облегчающей ведение расследования, – Genetec Clearance.

В России такими проектами занимается несколько компаний. Самые заметные из них NtechLab и VisionLabs, которые нашли сторонних инвесторов. Также можно отметить «Вокорд», 3DiVi, ITV AxxonSoft, 3S и «Центр речевых технологий». Разработчики уже несколько лет успешно работают с банками, страховыми компаниями и стадионами – о сотрудничестве с полицией и организациями, которые отвечают за нацбезопасность, умалчивается. Ритейлеры тоже все чаще становятся их клиентами. И если раньше программисты ориентировались на крупные сети, то сейчас стали задумываться о потребностях среднего и малого бизнеса. В частности, 3S предлагает лицензию на 3S-Антивор для распознавания лиц на одну камеру.

Но область применения не ограничивается сугубо facial recognition. С помощью подобных комплексов вполне реально снизить потери при использовании кассы самообслуживания. Не секрет, что недобросовестные покупатели обманывают магазин, пробивая дорогие весовые товары как дешевые. Еще в 2008 году компания Mettler Toledo представила весы, которые могут определять товар по внешнему виду. В 2016 году австралийская сеть продуктовых супермаркетов Coles сообщила, что все кассы самообслуживания оборудуют такими системами, чтобы сократить убытки в 1,1 млрд долларов из-за краж.

Говорить о высокой эффективности этих решений пока рано из-за отсутствия внятной опубликованной статистики. Но косвенным, хоть и немного курьезным, подтверждением их действенности может служить история о задержании 25 разыскиваемых преступников во время китайского фестиваля пива. Добиться этого удалось всего лишь с помощью 18 камер с системой распознавания у четырех пропускных пунктов.

Роботизация и искусственный интеллект

Представленные выше технологии рассчитаны в первую очередь на обнаружение краж и похитителей. Реагировать на сигналы о попытках по-прежнему должны люди. Но параллельно в мире идут активные разработки в области робототехники.

Борьба с воровством в обязательном порядке предполагает мобильность. Надо проверять «мертвые зоны» камер системы видеонаблюдения и следить за подозрительными лицами. Робот-охранник от Cobalt Robotics в состоянии взять эти задачи на себя. Он был представлен в прошлом году и предназначен для охраны офисных помещений. Но его функционала хватает и для магазинов. Он умеет действовать в толпе, распознает лица, читает надписи и благодаря чутким микрофонам слышит все происходящее. Он даже оснащен RFID-считывателем, то есть может «почувствовать», если кто-то выносит товар.

Cobalt Robotics не единственная компания, ведущая работу в этом направлении. Так, в США уже продают SAM, который предназначен для патрулирования торговых центров. Российские компании непосредственно охранниками не занимаются, но интересным проектом все же отметились. Alfa Robotics показала концепт роботизированной кассы самообслуживания ARC 70. Она оснащена собственной системой защиты от краж. C помощью технического зрения и датчиков робот способен проанализировать вес и внешний вид товара. Заподозрив подмену, он тут же включает сигнализацию.

Несмотря на приближение технологической революции в ритейле, говорить об окончательной победе над воровством нельзя даже в далекой перспективе. Все эти системы легко обойти, особенно если они применяются по отдельности. RFID-метки можно изолировать фольгой, камеры ослепить, робота сломать. Но даже если внедрять новые технологии комплексно, чтобы одна система дублировала и дополняла другую, слабое место остается. Защита от краж все равно будет упираться в человека, который должен отреагировать на правонарушение. Пока разработчики сосредоточили свои усилия на замещение продавцов в магазинах будущего. Но дальнейшая эволюция охранных систем в полностью автономные комплексы тоже станет вполне логичной.

Узнать больше о применении технологий в ритейле вы сможете на Конференции «Обеспечение безопасности и борьба с потерями в ритейле» , которая пройдет 6 декабря 2018 года в Москве.

 Источник: RETAILER

 


Комментарии

Защита от автоматических сообщений