• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями

E-learning в фармацевтических компаниях России

22.01.2019

Один из определяющих факторов в выборе работы для поколения Z – возможность учиться на рабочем месте. Поэтому компании различных отраслей развивают свою систему обучения. Популярность приобретает e-learning как менее затратный способ по сравнению с традиционным вариантом офлайн. Для внедрения онлайн-обучения нужно разработать его основу и составить учебный план. Этим целям служит LMS (Learning Management System) – система управления обучением. Редакция CFO Russia опросила представителей фармацевтических компаний России, чтобы узнать, есть ли у них электронное обучение и, в частности, LMS и как оно функционирует.

Какие фармацевтические компании России используют LMS?

33,3% респондентов CFO Russia сообщили, что используют электронное обучение персонала. При этом представители двух компании, «ПАУЛЬ ХАРТМАНН» и Aspen, сказали, что у них есть Learning Management System.

«В 2010 году мы внедрили Learning Management System на платформе WebTutor. С этого времени практически все HR-процессы проходят через обучающий портал, доступ к которому есть у всех сотрудников», – отметила Эльмира Дробышева, директор по персоналу «ПАУЛЬ ХАРТМАНН».

Кого и как обучают с помощью LMS?

Перед внедрением Learning Management System необходимо продумать, какие цели она поможет реализовать. Важно сделать так, чтобы задачи обучения соответствовали нуждам бизнеса. В связи с этим возникает вопрос, всех ли сотрудников нужно обучать с помощью LMS или для кого-то такой подход не продуктивен.

Система управления обучением «ПАУЛЬ ХАРТМАНН» включает в себя как универсальные курсы для всех сотрудников, так и по направлениям, в основном для отдела продаж. Все новые сотрудники дистанционно проходят адаптационные курсы и тестирование по комплаенсу и трудовой безопасности. Есть ежегодное оценочное тестирование для продаж, маркетинга, производства и складского комплекса. Кроме того, на платформе проводят ежегодные «Развивающие разговоры», на основе которых составляют индивидуальный план развития и обучения.

«Мы постоянно развиваем обучающий портал, добавляем новый функционал. Так, в следующем году на нем появится площадка для вебинаров и блок учета двойных визитов с мобильным приложением. Планируем также обновить уже существующие курсы и материалы», – сказала Эльмира Дробышева.

Как и любому нововведению, внедрению LMS могут препятствовать различные факторы, в том числе сопротивление сотрудников. Они могут сомневаться в пользе такого метода обучения. А некоторые – даже предположить, что обучение связано с их недостаточным профессионализмом, и бояться увольнения. Однако респонденты CFO Russia опровергли эту теорию.

«На момент запуска обучающего портала в “ПАУЛЬ ХАРТМАНН” накопилось много знаний по разным направлениям – маркетинг, научно-методологические рекомендации и так далее. Поэтому сотрудники очень позитивно отнеслись к тому, что мы структурировали все эти знания и сделали их доступными.

Сейчас мы никак особенно не стимулируем интерес. Портал – это рабочий инструмент. Уровень активности пользователей зависит от текущих процессов. Например, высокую активность всегда можно наблюдать во время ежегодного оценочного тестирования и “Развивающих разговоров”. Геймификации у нас пока нет, но после обновления курсов в 2019 году мы вернемся к вопросу ее внедрения», – добавила Эльмира.

В международной фармацевтической компании Aspen с помощью платформы LMS также обучают всех сотрудников. Екатерина Ковалева, HR-директор российского подразделения компании, сообщила, что им не пришлось дополнительно стимулировать сотрудников к обучению в Learning Management System. «Через LMS мы знакомим сотрудников со всеми обязательными тренингами», – добавила Екатерина.

Каковы преимущества и недостатки LMS?

По словам Эльмиры Дробышевой, преимущества LMS очевидны. Обучение доступно каждому сотруднику в любое время и в любом месте. Можно использовать разные форматы: видео, вебинары, презентации, тестирование, диалоги. Кроме того, есть возможность глубоко анализировать поведение пользователей и их интересы.

Есть и некоторые минусы: низкий уровень личностного контакта и стандартный подход ко всем сотрудникам. «Поэтому мы используем blended learning (смешанное обучение – прим. ред.): сочетаем дистанционное и очное обучение. Например, теорию даем онлайн, затем проводим очный тренинг, потом дистанционное тестирование, и закрепляем знания на практике в ходе скайп-сессий», – сообщила Эльмира.

Екатерина Ковалёва отметила следующие преимущества платформы LMS:

  • возможность пройти обучение в удобное время и с любого устройства;
  • контроль сроков прохождения обучения – платформа отправляет периодические напоминания;
  • возможность интегрировать интерактив в обучение;
  • возможность тестирования по пройденным материалам;
  • история и данные для предоставления внутренним и внешним аудиторам как результат пройденного ознакомления или обучения сотрудников.

Однако начальник службы управления персоналом крупного производителя лекарственных средств сказала, что не приветствует электронное обучение в целом. «Обучение проходит эффективнее, когда сотрудники ездят на курсы, конференции или тренинги. Мы участвуем также в дистанционном обучении и вебинарах. Но такой метод менее продуктивен, чем общение напрямую с преподавателем. Когда слушаешь его, больше запоминаешь и материал становится более доступным и понятным», – сказал респондент.

Что мешает повсеместному внедрению e-learning в российских компаниях?

Большинство опрошенных CFO Russia фармацевтических компаний, 66,6%, сообщили, что не используют электронное обучение. 11% из них сказали, что обучение в компании вообще не проводят.

Эльмира Дробышева отметила: «На самом деле многие крупные российские компании уже внедрили e-learning. Но мешать его развитию может отсутствие трех факторов:

  • опыта работы с такой системой и фокусирование на ее минусах;
  • ресурсов, так как мало запустить систему, надо ее обновлять и развивать;
  • необходимости: если компания небольшая, то внедрять дистанционное обучение просто нет смысла».

Справедливость последнего пункта подтвердили сотрудники небольших фармацевтических компаний.

«У нас нет LMS, и внедрять ее мы не планируем, так как мало обучаем, особенно дистанционно. В основном используем выездное обучение сразу группы сотрудников. А отдельных специалистов отправляем на повышение квалификации на неделю-две.

Дистанционно мы обучаем микробиологов. Но их всего 5 человек. Организация присылает им тесты и задания. И они их выполняют.

А что касается электронного обучения в целом по России, то, я думаю, что оно хорошо развито в больших городах, в отличие от нашего маленького. Все обучаются в основном дистанционно, ведь нужно заниматься самообразованием», – рассказал руководитель HR-отдела фармацевтического завода.

Сотрудник отдела кадров другого небольшого отечественного производителя лекарственных средств рассказал, как в его компании проходит учеба. «У нас не развито обучение и нет ответственного за него. Каждый отдел подает заявки в конце года и делает план, которого все придерживаются. Сотрудники сами ищут для себя направления для обучения и через руководителя подразделения подают заявку директору», – сказал респондент.

Таким образом, e-learning пока внедрили только крупные фармацевтические компании России. Небольшие предприятия этой отрасли только начинают развивать методы обучения своих сотрудников. Логично предположить, что по мере увеличения масштаба и развития организаций будут расти и совершенствоваться и их HR-отделы, а значит, и электронное обучение. Тем более, что лидеры отрасли уже используют LMS как привычный рабочий инструмент.

Узнать больше о трендах обучения в фармацевтических компаниях вы сможете на Деловом завтраке «Практика управления персоналом в фармацевтических компаниях: автоматизация процессов поиска, подбора, обучения и развития», который состоится 8 февраля 2019 года в Москве.

Юлия Сильченко


Комментарии

Защита от автоматических сообщений