• Сегодня 29 марта 2024
  • USD ЦБ 92.26 руб
  • EUR ЦБ 99.71 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями

Основные тенденции развития мирового рынка жидких углеводородов: рост потребления, экологический колониализм и торговля квотами на выбросы парниковых газов

30.12.2019

Рост нефтедобычи в России невозможен при нынешней налоговой нагрузке, а парниковые газы надо снижать за счет развития системы поглощения и утилизации СО2, поскольку нефть и газ будут основным источником энергии на планете ближайшие 15 лет, и снизить рост их потребления за счет «зеленых технологий» вряд ли получится. Такие выводы можно сделать на основе прогнозов «ЛУКОЙЛ» по развитию нефтегазовой отрасли и ее воздействия на экологию в среднесрочной перспективе на последующие 15 лет.

«Резервов для снижения себестоимости проектов по добыче нефти больше нет», – подчеркнул Леонид Федун, вице-президент компании «ЛУКОЙЛ», в презентации ежегодного обзора «Основные тенденции развития мирового рынка жидких углеводородов до 2035 года». Кроме того, истощаются запасы легкоизвлекаемой нефти, при том что мир все больше нуждается в жидких углеводородах, добавил вице-президент.

Отмечается, что основным драйвером роста потребления энергоносителей будет автотранспорт. По прогнозу «ЛУКОЙЛА», к 2035 году мировой автопарк вырастет на 800 млн единиц, причем 90% будут составлять автомашины с двигателем внутреннего сгорания. По оценкам экспертов компании, паритет стоимости автомашин с ДВС и электромобилей недостижим без существенных государственных субсидий. Это станет основным препятствием для снижения СО2 и парниковых газов.

Уменьшить выбросы СО2 и парниковых газов в атмосферу Земли можно только за счет радикальных решений – масштабной технологической трансформации мировой энергетики, преимущественно за счет возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Такое развитие предполагает сценарий «Климат». Однако темпы распространения ВИЭ и электромобилей на данный момент не позволяют рассчитывать на решение проблемы изменения климата, отмечается в обзоре «ЛУКОЙЛ». Этот вариант прогноза выглядит наименее вероятным, так как идет вразрез с требованиями глобального экономического развития и роста потребности в энергоносителях.

Два других сценария «Эволюция» и «Равные возможности» предполагают существенный рост выбросов СО2 и парниковых газов за счет роста энергопотребления, потому что нефть и газ все равно будут основным источником энергии на планете.

Под сценарием «Эволюция» подразумевается поступательное развитие мировой энергетики в рамках действующей международной энергетической политики, национальных программ, а также долгосрочных планов организаций. По этому сценарию потребление первичной энергии вырастет на 20% к 2035 году и на 70% – к 2100 году. Объем антропогенных выбросов CO2 достигнет пика в 2040 году – 42 млрд тонн, а после этого понемногу начнет сокращаться.

Сценарий «Равные возможности» базируется на следующем допущении: разрыв в уровне потребления энергии на человека между развитыми и развивающимися странами значительно уменьшится в будущем. Согласно этому сценарию удельное потребление развивающимися странами вырастет до уровня, который соответствует высоким жизненным стандартам стран Европы. В результате мировое потребление первичной энергии увеличится более чем в два раза за 2017-2100 годы. Если этот сценарий воплотится в жизнь, тенденция к росту выбросов CO2 сохранится на длительный срок.

Основные источники для компенсации снижения добычи легкоизвлекаемой нефти – это сланцевая нефть и глубоководные месторождения. Для них нижний предел рентабельности составляет $50-60 за баррель WTI, посчитали в «ЛУКОЙЛЕ». Цена на нефть в диапазоне $60-80 за баррель покрывает бюджетные потребности большинства стран – участниц Соглашения ОПЕК+. Поэтому их цель – удержать ее в данном ценовом коридоре.

В России резервы наращивания заложены в повышении коэффициента извлечения нефти (КИН), но при нынешней налоговой нагрузке эта задача нерешаема, отметил Леонид Федун. Также существует проблема освоения трудноизвлекаемых запасов нефти – в плане налогообложения тут как раз достаточно существующих льгот, но развитие тормозит технологическая отсталость.

Среди перспектив российского рынка жидких углеводородов и его производных Леонид Федун отметил риск перепроизводства дизельного топлива, поскольку существующие мощности превышают потребности. А стагнация продаж автотранспорта в России не позволяет рассчитывать на рост потребления. Таким образом, для российских нефтепереработчиков одной из важнейших задач становится диверсификация сбыта и поиск новых рынков.

В 2019 году выбросы СО2 и парниковых газов в мире выросли на 0,6%, и в ближайшие годы продолжится рост их объема. Федун отметил, что больше всех в мире выбросы СО2 сокращают США, несмотря на то, что они не подписали Парижское соглашение по климату, – на 1% в год. Россия в настоящее время абсорбирует около четверти выбросов СО2, около 500 млн тонн из 2 млрд тонн, по этому показателю она занимает второе место в мире после Бразилии.

По мнению экспертов «ЛУКОЙЛ», для уменьшения выбросов СО2 в атмосферу следует стремиться не к сокращению использования жидких углеводородов, а к созданию системы поглощения и утилизации СО2: активному внедрению технологий по его улавливанию, утилизации и хранению. Поглощение СО2 в больших объемах можно обеспечить за счет лесовосстановления, подчеркнул Леонид Федун. Но сейчас в данные подходы почти не инвестируют, у них нет лоббистов, в отличие от проектов по возобновляемой энергетике и переводу транспорта на электродвигатели.

Вместо этого в мире нарастает так называемый экологический колониализм: развитые страны выводят «грязные» производства в страны третьего мира. Это делается не только чтобы уменьшить выбросы парниковых газов и ущерб для экологии, но и чтобы снизить фискальную нагрузку на бизнес. Ведь существующие экологические требования делают производственные предприятия попросту нерентабельными. Однако в мировом масштабе такая рокировка никак не меняет ситуацию с экологией и парниковым эффектом.

В то же время квоты на выбросы парниковых газов в атмосферу становятся объектом политических и экономических спекуляций, отмечают эксперты. По их мнению, основной бенефициар программы снижения парниковых газов в земной атмосфере – это мировая бюрократия с вполне понятными финансовыми целями: получить возможность распоряжаться в своих интересах деньгами, собранными в виде платежей за выбросы СО2. При этом в первую очередь учитываются политические соображения, а не потребности экономики.

Ольга Сенаторова, CFO Russia


Комментарии

Защита от автоматических сообщений