• Сегодня 20 апреля 2024
  • USD ЦБ 93.44 руб
  • EUR ЦБ 99.58 руб
Нота модус - Автоматизация бизнес-процессов

Youtube начинает «монетизацию в России»

13.09.2010

В четверг Google «объявила о начале монетизации» сервиса Youtube в России. Строго говоря, монетизация сайта шла и раньше, но теперь появляется возможность для полноценного использования рекламных ресурсов сайта. В частности, рекламодатели смогут выкупать рекламу на главной странице (это 1,5 млн показов в день, обещает Google) и крутить свои рекламные ролики по всему сайту. Партнеры смогут размещать рекламу рядом со своими роликами и делить выручку с Google, получая при этом большую ее часть, говорит руководитель Youtube на развивающихся рынках Сувир Котари.

Партнерская программа Youtube в России функционировала и раньше, но возможности для заработка были меньше. Директор компании Tvigle Егор Яковлев говорит, что партнерство пока не приносит ему «внятных» доходов, и вряд ли начнет в ближайшем будущем. Тем не менее, говорит он, активизация Youtube в России — это хорошая новость для всего рынка, который пока что находится в зачаточном состоянии.

По подсчетам Comscore, на Россию в июле приходилось 2,25% уникальных посетителей (10,8 млн) и меньше 1% просмотров (480 млн против 61 млрд) на Youtube. Для гигантского сайта это довольно скромная аудитория, но даже ей бросаться не стоит. Никакие источники доходов для самого популярного в мире убыточного сайта не могут быть лишними.

Проблемы монетизации

Youtube является третьим по посещаемости сайтом (данные Alexa) и с огромным отрывом — самым популярным видеосообществом в мире. За неделю ролики, размещенные на сайте, смотрят 14 млрд раз. По последним данным аналитической компании ComScore, месячная аудитория (количество уникальных посетителей) сайта приближается к полумиллиарду (475 млн). Все остальные конкуренты далеко позади.

В то же время, монетизация этого безумного трафика остается для Google непростой задачей. Youtube был куплен в 2006 году за 1,65 млрд и за почти четыре года так и не вышел на самоокупаемость.

Представители Google никогда не любили приводить цифры, относящиеся к финансовым показателям Youtube (в финансовой отчетности они слиты с данными всех остальных сайтов компании). Но уже скорость роста ресурса, из которой никто не делает секрета, поражает воображение. Три года подряд, говорит Сувир Котари, выручка растет на 100%. Количество пользователей и просмотренных роликов растут такими же темпами, как и мобильный трафик. Количество рекламодателей на ресурсе тоже удваивается каждый год. На сегодняшний момент 94 из 100 крупнейших по маркетинговым бюджетам рекламодателей США (по оценкам AdAge) рекламируются на Youtube, хвастается компания.

Учитывая успехи сервиса, в его бесприбыльность не хотят верить, похоже, ни сотрудники компании, ни даже участники рынка. Аналитики, опрошенные неделю назад газетой New York Times, сулили сайту прибыль уже по итогам 2010 года. Эрик Шмидт чуть ранее на вопрос о том, окупается ли Youtube, ответил, что «допускает» это. Но вскоре исправился: в пятницу он уже заявлял, что ресурс «приближается к порогу окупаемости», сообщает Dow Jones.

Дословно то же самое говорил в июле 2009 года финансовый директор Google Патрик Пичет. Выручка с тех пор выросла в два раза, а прибыльности как не было, так и нет. Одного этого достаточно, чтобы предположить, что операционные издержки Youtube тоже ежегодно удваиваются. Компания, естественно, не раскрывает цифр, но ясно, что хранить и передавать видео обходится дороже, чем любые другие данные. И каждую минуту на Youtube появляется 24 часа видео — терабайты новой информации.

Еще одна возможная проблема — растущий мобильный трафик. 8% процентов видеороликов на Youtube просматриваются с экранов смартфонов, сервис так и не начал зарабатывать на них деньги. Монетизировать мобильный трафик, говорит Котари, компания начнет в ближайшем будущем.

Кроме того, подавляющее большинство роликов на Youtube создается пользователями, и сопровождать их полноценной рекламой сервис не может. Рекламной площадкой служат партнерские видео, заведомо не содержащие пиратского контента и недопустимого содержания. Только каждый седьмой просмотренный ролик приносит Youtube рекламный доход.

Рынок без конкуренции

Если Youtube станет прибыльным, в чем мало кто сомневается, то это произойдет не столько за счет увеличения доли партнерского контента или роста аудитории, сколько за счет изменения привычек рекламодателей. Youtube хочет убедить их, что дорогостоящие (по сравнению с контекстной рекламой) рекламные ролики на Youtube могут быть не менее эффективны, чем телереклама. И чтобы это сделать, приходится прикладывать много усилий, говорит Котари.

По этой причине у Youtube, с его точки зрения, нет конкурентов. Чем больше будет успешных игроков на рынке, тем быстрее крупные рекламодатели начнут всерьез заниматься рекламой в видеосообществах. Мировой рынок еще не насыщен. В России, уверен Егор Яковлев, ситуация еще хуже. На долю видео приходится по его оценкам в самом лучшем случае 2% от выручки рунета, и росту мешает не столько недостаток денег, сколько «недостаток единого пространства». Пока что каждый новый игрок на рынке — это только к лучшему.

А когда сформируется рынок можно будет мечтать о том, чтобы конкурировать с телеканалами. Но это далекое будущее: пока что на видео в сети люди тратят на порядки меньше времени, чем на телевизор, вздыхает Котари. 

Андрей Бабицкий

Forbes


Комментарии

Защита от автоматических сообщений