• Сегодня 29 марта 2024
  • USD ЦБ 92.26 руб
  • EUR ЦБ 99.71 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями

Фармдистрибуторы ищут новые ниши

17.07.2012

Одна из целей фармдистрибутора «Протек» (входит в одноименную группу компаний) на 2012-2014 гг. — увеличить долю рынка в секторе парафармацевтики (т. е. нелекарственного ассортимента), пишет компания в отчете за 2011 г. Доля позиций нелекарственного ассортимента возросла в прайс-листе «Протека» с 32% в 2010 г. до 39% в 2011 г., продолжает компания. Доля парафармацевтики в общей выручке фармдистрибутора в 2011 г. (93,98 млрд руб.) — 11% и компания планирует увеличить этот показатель, говорит представитель «Протека», не называя цифр. Решение он объясняет перспективами рынка.

«Протек», по данным DSM Group, второй после «СИА интернейшнл» фармдистрибутор по выручке на российском рынке. На 3-м месте «Катрен».

В продажах национальных аптечных сетей доля нелекарственного ассортимента в 2011 г. составила 73%, межрегиональных — 72%, подсчитали аналитики «Фармэксперта». Дистрибуторам, как и аптекам, выгодно увеличивать долю парафармацевтики, говорит гендиректор «Фармэксперта» Николай Демидов: маржа дистрибутора по лекарствам в среднем 5-10%, в нелекарственном ассортименте — до 50%.

О поисках новых ниш задумался и «Катрен». Компания долгое время фокусировалась на работе в коммерческом сегменте, пишет в отчете за 2011 г. гендиректор ОАО «Катрен» (в это ОАО входит фармдистрибутор) Владимир Спиридонов: «Сейчас скорость развития этого сегмента замедляется, и поэтому мы присматриваемся <...>, в частности, к бюджетным продажам». Продажи «Катрена» в аптеки составляют 88% его товарооборота. Для сравнения: у «Протека» — 77,2%.

По данным «Фармэксперта», в 2011 г. объем коммерческого рынка в России составил $15,7 млрд — на 18% больше, чем годом ранее. Общий объем закупок на рынке льготного лекарственного обеспечения в 2011 г. снизился на 1% до $2,66 млрд, а в госпитальном сегменте увеличился на 13% до $4,3 млрд. Коммерческий сегмент по-прежнему растет быстрее, говорил Демидов: он за первые пять месяцев, по оперативным данным, прибавил более 20%, бюджетный — около 10%.

Диверсификация бизнеса позволяет компаниям увеличить продажи и меньше зависеть от возникающих в определенном сегменте проблем, полагает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. «Катрен» активно работает в рознице и его внимание к бюджетному сегменту оправданно: на него приходится треть всего фармацевтического рынка, рассуждает Шуляк. По его мнению, «Протек», который уже представлен в двух этих сегментах, может нарастить долю на рынке парафармацевтических товаров без особых издержек: у компании есть склады, торговые представители и клиенты — аптеки. Но в сегменте масс-маркет компании будет сложно конкурировать с дистрибуторами, работающими на рынке FMCG, отмечает Демидов.

Мария Дранишникова
Vedomosti.ru


Комментарии

Защита от автоматических сообщений