• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями

Доходы за рубежом больше не скрыть

20.05.2013

Налоговые службы стран ОЭСР и России договорились об автоматическом обмене информацией. Коммюнике о новом формате сотрудничества подписано на прошлой неделе в Москве.

Как будут ловить

Сейчас российские налоговики могут получить информацию от иностранных коллег по отдельному запросу, в котором необходимо подробно изложить, какие именно данные нужны и на чем основаны подозрения. Единых электронных стандартов нет, службы обмениваются бумажками, их можно долго ждать, а потом понять, что нужны дополнительные данные, рассказывает чиновник ФНС.

По новой процедуре налоговые службы будут сами собирать информацию о компаниях с иностранными учредителями или бенефициарами и отправлять коллегам, в том числе в Россию, рассказывает директор центра налоговой политики и администрирования ОЭСР Паскаль Сент-Аман: «Можно будет ее [информацию] постоянно мониторить». По сути, это концепция фишинга, объясняет сотрудник налоговой службы: ловля сетями всех данных о своих налогоплательщиках, а не отдельными запросами.

Какие именно сведения и в каком режиме будут предоставляться, еще не решено, сказал Сент-Аман, процедура будет готова к сентябрю. «Прежде всего сведения о банковских счетах, о движении средств (дивидендов, процентов и прочих инвестдоходов), затем структура собственности и бенефициарное владение», — объяснил «Ведомостям» Сент-Аман: главное — разработать единые критерии.

Это попытка сделать обмен более обязательным, приблизив к формату американского Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA), объясняет чиновник Минфина.

США требуют сведения о счетах американских налогоплательщиков и компаний за границей, иначе с любых транзакций через США будет удержан сбор в 30%. Американская служба доходов будет предоставлять такую же информацию коллегам.

В пятницу министр финансов Антон Силуанов сообщил, что Россия ведет переговоры о присоединении к FATCA. «По сути, автоматический обмен — тот же FATCA», — объясняет партнер Paragon Advice Александр Захаров.

В ОЭСР невозможны столь жесткие процедуры, как FATCA, считает чиновник Минфина, иностранные налоговики могут отправлять коллегам не всю информацию, а только о подозрительных операциях.

К программе автоматического обмена будут присоединяться и другие страны, не входящие в ОЭСР, говорит сотрудник ФНС, он рассчитывает, что подпись под соглашением поставит и Кипр. Отказавшихся присоединиться могут ждать санкции, считает он.

Разоблачение схем

Российские налоговики давно мечтают об информации из низконалоговых юрисдикций — с Кипра, из Нидерландов, Ирландии, Люксембурга. Это покупка налоговых льгот, объясняет Захаров: деньги уходят в офшор транзитом через страну, у которой есть соглашения об избежании двойного налогообложения и с Россией, и с офшорами, затем тем же путем возвращаются в виде инвестиций в Россию. Поэтому низконалоговые юрисдикции — крупнейшие кредиторы российской экономики (см. врез).

Например, офшорная компания дает кипрской кредит под 10%, а та передает деньги в Россию уже под 10,3%, рассказывает управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин: в России процентные платежи освобождены от налога по соглашению, а на Кипре он взимается с разницы между процентными доходами и расходами — т. е. лишь с 0,3%. Часто таким образом маскируется выплата дивидендов. Схема может быть более сложной, говорит юрист одной из российских компаний: «Например, компания вместо кредита кладет в банк депозит и банк выдает в Россию кредит на ту же сумму».

Но льготы, предусмотренные соглашением, не должны применяться, если деньги транзитом уходят в офшор, говорит чиновник ФНС, чтобы доказать это, и нужны данные из стран ОЭСР. «Транзитная страна увидит, что полученный платеж идет в офшор, и проинформирует об этом Россию», — описывает схему Сент-Аман.

Обмен информацией позволит узнать конечного бенефициара доходов, которые проходят через транзитные зоны, говорит менеджер крупного сырьевого холдинга. Если он не резидент страны, с которой заключено соглашение, налоговики смогут, например, облагать выплачиваемые в Швейцарию дивиденды по ставке не 5, а 9 или 15% (для физических и юридических лиц соответственно). Помогут эти сведения и в борьбе с уходом от налогов с помощью экспортно-импортных операций, из-за чего прибыль оседает не в России, а в транзитных зонах, считает он: российские налоговики смогут не проверять трансфертные цены, а просто доказать, что иностранные фирмы не могли совершать эти операции (например, нет ресурсов) и потому соглашение не должно применяться. В 2012 г. таких операций между Россией и офшорами совершено более чем на $321 млрд, подсчитала Счетная палата.

У бизнесменов есть надежда, что транзитные зоны не будут торопиться их сдавать. Вряд ли они передадут всю информацию, скептичен партнер Ernst & Young Владимир Гидирим. К тому же они сами могут не знать о происхождении средств, говорит партнер PricewaterhouseCoopers Наталья Кузнецова: деньги могут приходить не из России, а по цепочке из нескольких стран, и если одно из звеньев — офшор, то задача становится почти невыполнимой.

В последнее время и офшоры начали раскрываться. Страны, присоединившиеся к FATCA (Великобритания или Испания), уже договорились об автоматическом обмене информацией с Виргинскими и Каймановыми островами, Гибралтаром, островами Мэн и Джерси. У США и ЕС больше возможностей надавить на офшоры, теперь от них информацию будет получать и Россия, ожидает чиновник аппарата правительства.

Скорее новый порядок ударит не по бизнесу, а по частникам, которые переправляют серые доходы в низконалоговые юрисдикции, полагает Гидирим: на это транзитные страны могут пойти. Может пострадать стандартная схема сделок с недвижимостью, полагает Щекин: чтобы избежать налога, продают не сами объекты, а доли в компании из низконалоговых юрисдикций.

Сейчас налоговикам сложно доказать в суде, что соглашение используется незаконно, — они проиграли в судах споры с «Монеткой» (ее подозревали в занижении налогов через выплату роялти по товарному знаку) и кипрской Earsten Value Partners Ltd (процентные выплаты из России она направляла на Британские Виргинские острова), приводит Захаров пример. Есть у ФНС в активе и победы, например над «Нарьянмарнефтегазом» (принадлежит «Лукойлу» и ConocoPhillips): инспекторы доказали, что делавэрская «дочка» ConocoPhillips, которая кредитовала «Нарьянмарнефтегаз», была создана специально для минимизации налогов. ConocoPhillips сама раскрыла в отчетности, что создавала эту структуру, чтобы кредитовать «Нарьянмарнефтегаз», объясняет Щекин.

Маргарита Папченкова
Vedomosti.ru



Комментарии

Защита от автоматических сообщений