• Сегодня 19 апреля 2024
  • USD ЦБ 94.09 руб
  • EUR ЦБ 100.53 руб
Нота модус - Автоматизация бизнес-процессов

«Аэрофлот» не спешит с приватизацией

18.10.2013

Новые сроки приватизации «Аэрофлота» описаны в материалах авиакомпании, подготовленных для экспертных слушаний о «дорожной карте» приватизации «Аэрофлота». Выход государства из «Аэрофлота» предусмотрен в два этапа.

На первом этапе (2013-2015 гг.) необходимо завершить интеграцию региональных компаний «Ростеха» в группу «Аэрофлот», создать лоукост-перевозчика и проч., после чего можно снизить долю государства в авиакомпании с 51,17 до 50% плюс 1 акция, а количество акций в свободном обращении увеличить до 40%, разместив 10,55% акций (3,55% от «Ростеха», казначейские акции — 4,66% и допэмиссия — 2,34%). Вчера на Московской бирже 10,55% «Аэрофлота» стоили 6,48 млрд руб. ($203 млн по текущему курсу). Долю государства до 25% плюс 1 акция предлагается снизить только на втором этапе — в 2016-2020 гг. Решение о форме и сроках второго этапа предлагается принять в 2015 г. По прогнозному плану приватизации, опубликованному Росимуществом, доля государства в «Аэрофлоте» должна сократиться до блокпакета уже до 2016 г. включительно.

Представитель «Аэрофлота» уверяет, что «дорожная карта» согласована с Росимуществом. Получить комментарии представителя ведомства вчера не удалось.

«Есть ощущение, что [гендиректор “Аэрофлота” Виталий] Савельев категорически не хочет приватизации сейчас. Мне показалось, что [руководитель Росимущества Ольга] Дергунова его поддерживает, — делится впечатлениями один из участников слушаний. — Савельеву удалось провести переговоры с Росимуществом, банками, которые консультировали по приватизации, и его позиция была принята всеми сторонами». Савельев считает, что продавать акции нужно тогда, когда компания находится на пике капитализации, а «Аэрофлот» недооценен на 30-50%, объясняет источник, близкий к «Аэрофлоту». Неправильно, если бонус от дальнейшего повышения капитализации получит покупатель, а не государство как нынешний собственник, отмечает собеседник «Ведомостей».

Свою позицию «Аэрофлот» подкрепляет анализом международного опыта. Для иностранных авиакомпаний, развивающихся по сценарию «национального перевозчика», характерны «глобальное присутствие, турборост и несколько брендов в управлении». Такие перевозчики «формируют правила игры», к ним «Аэрофлот» относит Air France, Lufthansa, British Airways и др. Перевозчики, которые «подчиняются правилам игры», развиваются как «региональные авиакомпании»: например, Austrian, Swiss (обе входят в группу Lufthansa), LOT, Malev и др. Они были быстро приватизированы и занимаются лишь «подвозом пассажиров глобальным игрокам» — к этой роли они пришли из-за «пагубной самонадеянности [государств] в отношении либерализации рынка», «поддержки внутренней конкуренции», «слабого внимания к полноценному развитию хабов». «Излишне либеральное отношение к развитию национальной авиации ведет к занятию страной вторичных позиций на глобальном рынке с неэффективным национальным перевозчиком», — подчеркивается в презентации. Если «Аэрофлот» пойдет по этому пути, то «у России резко усиливается риск потери авиатранспортной самостоятельности».

«Аэрофлот» сейчас недооценен примерно на 40%, согласен начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: «Вне зависимости от сроков приватизации “Аэрофлота” выгода от мер, которые государство может принять для повышения его капитализации (корректировка законодательства под лоукостера, увеличение международного присутствия), огромна». Добиться роста капитализации можно без серьезных вложений в авиакомпанию, отмечает Пантелеев: «Для Росимущества не вложить ни копейки и получить рост капитализации на 40% — это огромный плюс».

По словам гендиректора авиакомпании «Ютэйр» Андрея Мартиросова, «Аэрофлот» изменился: «У него теперь другое бизнес-мышление; государство теперь не создает специальные условия для него, а, меняя правила игры для «Аэрофлота» (например, под создание лоукостера «Аэрофлота». — «Ведомости»), меняет их для всех. Но если государство будет допускать перекос в сторону поддержки «Аэрофлота» в ущерб остальным авиакомпаниям, то инвесторы покинут индустрию, а это неправильно. Проще тогда все авиакомпании национализировать«.

Ирина Мокроусова
Vedomosti.ru


Комментарии

Защита от автоматических сообщений