• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями

Клепач: Пора применять антикризисные инструменты

09.04.2014

Минэкономразвития скорректировало макропрогноз на 2014 г. и следующие три года (см. таблицу). Изменения в сравнении с декабрем, когда прогноз на 2014 г. корректировался в первый раз, связаны с ускорением оттока капитала и ухудшением спроса на российские энергоносители, в первую очередь на газ, поставляемый в Европу и на Украину, пояснил замминистра Андрей Клепач.

Базовый вариант прогноза не учитывает влияние санкций или каких-либо катаклизмов в мировой экономике, уточнил он: «ЕС не сможет заместить российский газ, но будет стараться сдерживать спрос: если раньше [в прогноз] закладывали увеличение поставок газа на европейский рынок, то сейчас — их стабилизацию». Кроме того, вместо ожидавшегося роста поставок газа на Украину Минэкономразвития теперь прогнозирует их сокращение из-за снижения платежеспособного спроса (до 20 млрд куб. м с 30 млрд).

Именно экспорт газа и нефтепродуктов поддерживали рост экономики в прошлом году, следует из обновленных данных Росстата по динамике ВВП. Внутренний спрос снижался (рост потребления замедлился, инвестиции упали).

Экономика в 2014 г. вырастет на 0,5% вместо ожидавшихся в декабре 2,5%. Спад инвестиций будет еще глубже, чем в 2013 г., и затронет не только госсектор, но и частные капвложения (они в 2013 г. росли). Рост потребления замедлится вдвое. Отток капитала достигнет $100 млрд. Скажутся неопределенность, кризис доверия и, кроме того, существенное торможение кредитования нефинансового сектора, объяснил столь слабый прогноз Клепач.

Рост на 0,5% в 2014 г. не предполагает сокращения ВВП в каком-либо периоде в течение года, уточнил директор департамента Минэкономразвития Олег Засов; рост в I квартале ведомство оценивает в 0,8%. Эта оценка означает, что в I квартале экономика пережила спад — на 1% к предыдущему кварталу со снятой сезонностью, подсчитал Николай Кондрашов из Центра развития ВШЭ, но уже со II квартала рост возобновится.

Судя по оценке платежного баланса, опубликованной вчера Центробанком, в I квартале экономика столкнулась с резким ограничением притока средств по всем направлениям.

Поступление прямых инвестиций в нефинансовый сектор сократилось в сравнении с I кварталом более чем втрое до $11,9 млрд, ссуд и займов (формировали до половины роста внешних обязательств) — почти вчетверо до $9,2 млрд; рост обязательств банковского сектора также сократился — в 3,5 раза до $2,1 млрд. В целом внешние обязательства банков и компаний выросли на $18,5 млрд.

Прямые инвестиции российских компаний за рубеж тоже сократились в 4,5 раза: капитал просто уходил в валюту — его чистый отток составил $51,6 млрд (чуть больше было за весь прошлый год). Покупки наличной валюты выросли на $19,6 млрд (годом ранее снизились на $1,9 млрд) — больше было только в IV квартале 2008 г.

Хотя кризиса нет, пора применять антикризисные инструменты, как в 2008 г., предлагает Клепач: задействовать дополнительные доходы бюджета и средства ФНБ. Есть запасной вариант развития, в котором государство примет меры, что позволит переломить негативные тенденции, рассказал он: «Это возможно в условиях модификации бюджетного правила уже с 2014 г.». За счет бюджетного рычага рост ВВП вырастет до 1,1% и в дальнейшем выйдет на уровень роста мировой экономики, обещает Клепач.

Именно этот вариант Минэкономразвития предложит правительству взять за базовый, сказал замминистра. Он так же, как и первый, не позволяет выполнить все майские указы президента, но часть задач решить получится и, главное, запустится экономический рост. «Здесь восстановление и улучшение делового климата происходит более динамично», — описывает Клепач. Государственные капвложения поддержат инвестиции, выделенные ВЭБу средства помогут ускорить рост кредитования предприятий и рефинансировать их долги.

Цена вопроса — 0,5% ВВП ежегодно: сейчас правило ограничивает дефицит бюджета 1% ВВП, Минэкономразвития предлагает увеличить его до 1,5%.

У бюджета в 2014 г. будут дополнительные доходы, пояснил замминистра: из-за более высокой инфляции и девальвации Минфин дополнительно получит почти 1 трлн руб., из которых лишь около трети пойдет на замещение недополученных из-за стагнации поступлений НДС и налога на прибыль, подсчитали в Минэкономразвития. Бюджетное правило допускает тратить дополнительные нефтегазовые доходы только на замещение нехватки прочих доходов и источников финансирования дефицита.

Объем необходимых экономике инвестиций Клепач оценить затруднился — это зависит от того, сколько понадобится Крыму. Кроме Крыма дополнительные средства замминистра предлагает направить на высокотехнологичную медицину, сельское хозяйство и детсады.

Если меняется экономическая ситуация, должно меняться и применение бюджетного правила, убежден замминистра: если государство не амортизирует удар, он придется по реальному сектору и населению. «Если мы сами себя лишаем этих амортизаторов и способов реакции, это путь мазохизма», — считает он.

Против корректировки бюджетного правила возражает Минфин: оно существует только год и изменение лишь еще больше подорвет доверие бизнеса к экономической политике, отмечал министр финансов Антон Силуанов. А один раз подсадив экономику на госстимул, придется постоянно его увеличивать, опасается министр.

Дополнительные 0,5% ВВП к дефициту бюджета — это не такое большое увеличение госрасходов, чтобы говорить о значимом позитивном эффекте для экономики, даже если они будут использованы эффективно, замечает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Меры по поддержке банков вряд ли повлияют на рост, продолжает он: речь о них зашла, потому что у госбанков назрела объективная потребность в докапитализации — в первую очередь из-за растущей просроченной задолженности. Госинвестиции в развитие инфраструктуры и производственные проекты окажут прямой эффект на рост, но совсем незначительный, продолжает Тихомиров. Доступные средства конечны, а резервы нужны для страховки от более существенных рисков — например, внешнеполитических или падения цены на нефть до $80/барр.

Наращивание госрасходов не позволит преодолеть основное структурное ограничение — бизнес не хочет инвестировать, резюмирует Тихомиров. Компании даже при наличии доступных средств в банках могут ими не воспользоваться.

Принять прогноз и определиться с его вариантами, по словам Клепача, правительство должно 24 апреля.

Ольга Кувшинова
Маргарита Лютова
Vedomosti.ru


Комментарии

Защита от автоматических сообщений