• Сегодня 16 апреля 2024
  • USD ЦБ 93.59 руб
  • EUR ЦБ 99.79 руб
Нота модус - Автоматизация бизнес-процессов
Коля в Третьяковской галерее
Девятая конференция «Информационные технологии в бюджетировании»
Конференция «Управление проектами в общих центрах обслуживания»
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://t.me/cfo_russiaru

Владимир Соболев, «Проктер энд Гэмбл»: «Правильное проведение RPA дает выигрыш в производительности, скорости и надежности процессов»

15.03.2019

Владимир Соболев, «Проктер энд Гэмбл»: «Правильное проведение RPA дает выигрыш в производительности, скорости и надежности процессов»

Владимир Соболев, начальник отдела учета и отчетности ОЦО в России «Проктер энд Гэмбл» и спикер Двадцать первой конференции «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей», рассказал CFO Russia о специфике проведения роботизации и ее отличиях от автоматизации.

Каковы главные отличия роботизации от автоматизации?

Эти разные понятия, но из-за тесной связи их зачастую сложно разделить.

Общее значение автоматизации – исполнение рабочих действий и процедур без участия человека.

Соответственно, роботизация – одно из направлений автоматизации.

Теоретически специфика этого направления в том, что робот в отличие от «обычной» автоматизации – универсальный инструмент. Его можно использовать для выполнения процессов при минимальной переналадке, а в идеале вообще без нее. Чем универсальней автоматизация, тем больше в ней от роботизации.

Однако на практике роботизацией называют любую автоматизацию, если ее произвели с применением RPA-программ. То есть программного обеспечения, у которого есть доступ к приложениям через стандартный пользовательский интерфейс.

Насколько при этом универсален получившийся «робот», во внимание не принимают. Очевидно, что такая «роботизация» ничем не отличается от обычной автоматизации.

Как давно в ОЦО «Проктер энд Гэмбл» проводят роботизацию?

В нашей компании она идет давно. Мне известны примеры как минимум пятилетней давности.

Конечно, любую автоматизацию у нас вначале применяют в крупных процессах. Хотя глобально RPA-технологии уже широко используют в нашей компании, в российском ОЦО этих примеров лишь несколько.

Почему вы сделали выбор в пользу этого решения?

На мой взгляд, причина кроется в понимании огромного потенциала роботизации офисных процессов. Разумеется, основная задача автоматизации – увеличение производительности сотрудников.  

Однако следует признать, что в начальной фазе использования RPA ее применяют в качестве жестко алгоритмизированной связки нескольких автоматизированных процессов. Иначе говоря, технологию внедрили в форме «обычной» автоматизации без использования потенциала универсальности. Дополнительным фактором, который способствует такому формату внедрения, служит очевидная простота реализации связки процессов непосредственно через интерфейс пользователя.

Неудивительно, что на этом этапе анализ зачастую приводил к выводу о предпочтительности традиционных технологий автоматизации. Ведь они часто выигрывают у RPA в стабильности при фиксированных алгоритмах.

Более того, простая частичная автоматизация процессов оказывалась экономически малоэффективной.

В настоящий момент мы ищем наиболее эффективный способ использования RPA-технологий, в том числе в форме универсальной роботизации.

С какими вызовами вы сталкивались при роботизации ОЦО?

В первую очередь, вызовы были связаны с новизной технологии: отсутствием наработанных методик внедрения и недостаточной стабильностью ее работы.

К тому же, на сегодняшний день производители не до конца понимают потенциал универсальной роботизации.

Иначе трудно объяснить, почему они поставляют RPA-решения в форме обычного программного обеспечения, даже без основных универсальных навыков. Например, без возможности коммуникации по электронной почте или принятия и выполнения базовых заданий.

На мой взгляд, самый большой вызов – обеспечение безопасности при использовании технологий роботизации. К сожалению, вероятные проблемы в данной сфере – обратная сторона больших возможностей.

Новизна технологий означает слабую проработку путей смягчения рисков. У робота нет понятия здравого смысла и чувства ответственности за результаты своих действий. Он реализует любую инструкцию, на которую способен, даже если это мошенническая схема. Робот потенциально может выполнить любые действия человека-оператора, что создает новую область риска.

Как вам удается справляться с этими вызовами?

Мы решаем технические проблемы в рабочем порядке, а методики создаем по мере внедрения технологий. Так, от RPA-автоматизации только связок в процессах мы перешли к их полной переработке под возможности технологий.

Отсутствие базовых навыков у «роботов с полки» решают разработкой таких универсальных навыков и их постепенным расширением. Этот процесс только начался, но российский ОЦО – пионер в данном направлении в рамках компании.

Вопросы безопасности требуют постоянного и внимательного изучения для идентификации рисков и поиска путей их устранения. Здесь помогут ограничение использования технологии для чтения данных без возможности их изменения и выверка RPA-программ независимым разработчиком. Также необходимо обязательное логирование запросов к роботу и его непосредственных действий.

Какие преимущества дает роботизация вашему ОЦО?

Думаю, полный масштаб преимуществ мы увидим лишь в будущем. Надеюсь, в ближайшем, когда реализуют возможности универсальности роботизации.

Но сегодня уже очевидно, что правильное внедрение RPA-технологий дает выигрыш в производительности, скорости и надежности автоматизированных процессов, а также простоту универсальной связки для разработчиков-программистов и сопутствующие ей выгоды.

Интересно отметить и побочный эффект внедрения RPA. Ее наличие позволяет браться за разработку автоматизации процессов, которые считали безоговорочно ручными. При этом часто оказывается, что в такой автоматизации можно обойтись без RPA-технологий и эффективней использовать традиционные возможности программирования.

Задать свои вопросы Владимиру Соболеву и узнать больше об опыте «Проктер энд Гэмбл» вы сможете на Двадцать первой конференции «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей», которая пройдет 21-22 марта 2019 года в Москве.

Алиса Попова


Комментарии

Защита от автоматических сообщений