• Сегодня 29 марта 2024
  • USD ЦБ 92.26 руб
  • EUR ЦБ 99.71 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://vk.com/cforussia

«Россия — не сложное место для работы, оно просто другое»

07.02.2012

Лена Уилсон помогает шотландским предпринимателям завоевывать зарубежные рынки, в том числе и российский. А россиянам помогает инвестировать в Шотландию. Каждый потраченный госагентством развития Scottish Enterprise фунт стерлингов привлекает в экономику Шотландии 9 фунтов. «Каждый год не без нашей помощи на российский рынок выходит около 40 шотландских компаний, — говорит Уилсон. — Более 80% контрактов заключается в нефтегазовой сфере. И эта доля постоянно растет. Это поставки оборудования, техническая поддержка, консалтинг. Шотландия — второй в мире центр сервисных услуг в нефтегазовой сфере. Всего Шотландия экспортирует в Россию товаров и услуг на $400 млн в год. А весь экспорт Шотландии во всех отраслях по всему миру — $40 млрд».

— Каковы основные проблемы, возникающие у шотландских компаний в России?

— Судя по тому, что рассказали мне наши бизнесмены, — получение виз и права на работу для иностранцев. Они хотели бы понять, как функционирует российская бюрократия. Бытует представление, что Россия — крайне сложная для ведения бизнеса страна. Но когда начинаешь работать, понимаешь: это отнюдь не такое сложное место, просто оно другое. Точно так же дело обстоит со всеми зарубежными странами — они другие. Нужно понимать культурные отличия любого народа.

— О чем вы предупреждаете инвесторов, которые хотят зайти в Россию?

— Прежде всего я говорю, что Россия — страна великолепных возможностей в нефтегазовой сфере и сфере потребительских товаров. Преимущество российского рынка — быстро растущий верхний средний класс, уровень доходов которого увеличивается хорошими темпами. Эти люди все больше начинают ценить качество покупаемых продуктов.

— Каковы культурные отличия России?

— Я нашла скорее не отличия, а сходство. Шотландцы весьма прямолинейны и не любят двусмысленностей. С россиянами также не нужно полчаса ходить вокруг да около. Этим они отличаются от, скажем, японцев. У русских и шотландцев похожее чувство юмора. Шотландцы весьма трудолюбивы — думаю, россияне тоже.

— Какое место занимает Россия среди партнеров Шотландии?

— Россия в двадцатке важнейших рынков для Шотландии по объему экспорта в целом и, думаю, в ближайшие 10 лет поднимется еще выше в этом рейтинге. По объему продаж рыбы и морепродуктов Россия — третий рынок в Европе, уступает только Франции и Испании. По объему продаж нефтегазового оборудования и услуг Россия в тройке мировых рынков, уступая только Штатам и Норвегии. Хотя статистика показывает, что объем продаж в Россию подвержен колебаниям, Россия остается в десятке крупнейших импортеров.

— Как вы помогаете шотландским компаниям за рубежом, например в России?

— В нашем московском офисе два сотрудника. Они собирают информацию и консультируют, как вести дела в этой стране, помогают разобраться в ее особенностях и знакомят с дистрибуторами и потенциальными клиентами. Помогаем и материально — у Scottish Enterprise есть свой венчурный фонд, средства из которого инвестируются в том числе в компании, выходящие на российский рынок. Но никогда мы не финансируем что-то на 100%, только на 30-40%. Если компания не готова принять на себя часть риска, вряд ли она настроена серьезно.

— Сколько агентство тратит на свою деятельность?

— В 2011 г. общий бюджет Scottish Enterprise — 320 млн фунтов стерлингов. Эта сумма в основном расходуется в Шотландии на различные программы стимулирования и развития самих компаний, повышение компетенции персонала, инфраструктуру, проведение международных выставок. Непосредственно на финансирование наших зарубежных офисов идет незначительная часть бюджета. 300 млн фунтов — это финансирование со стороны государства. Агентство владеет недвижимостью в Шотландии, получает доход от инвестиций и привлекает частных инвесторов. Каждый потраченный агентством фунт стерлингов в течение 10 лет привлекает в экономику Шотландии 9 фунтов. Так что мы весьма коммерческая организация. Наши служащие не госчиновники, большинство из них раньше работали в бизнесе.

— Как получена эта оценка — 9 фунтов инвестиций на каждый потраченный фунт?

— У нас накопился большой опыт экономического моделирования и оценки перспективности проектов. Для каждой компании, с которой мы работаем, у агентства есть бизнес-план. Мы знаем, сколько рабочих мест создаем, когда компания выйдет на самоокупаемость, какую прибыльность она покажет. Мы всего лишь помогаем компаниям делать то, что они не смогли бы собственными силами. Если же им удается это самостоятельно — мы не тратим деньги государства.

— Удалось ли вам привлечь и российских инвесторов в Шотландию?

— Пока что всего несколько инвесторов вкладываются в бизнес в Шотландии. Но, как и у россиян, у нас есть суеверия, и мы не хотим сглазить первые успехи.

— Россия остается интересной благодаря нефти и газу. А как насчет высокотехнологичных сфер?

— Как и у Шотландии, где самый высокий в мире уровень патентов на душу населения, у России есть все возможности по коммерциализации новых разработок.

— Шотландия сумела стать технологичной державой?

— В 1980-е гг. наше агентство сумело привлечь в страну IBM, HP, Sun Microsystems и другие компании. Шотландия производила больше компьютеров, чем любая другая европейская страна. Затем производство было перенесено в страны с меньшей стоимостью рабочей силы. А Шотландия стала производить продукты с большей добавочной стоимостью. Она стала известным центром по разработке программного обеспечения, консультированию.

— Чем привлекают компании — налоговыми льготами?

— Шотландия — лучшее место в Великобритании для ПИИ и один из самых привлекательных регионов в Европе. Это подтвердил отчет Ernst & Young, вышедший в мае 2011 г. При этом у нас такое же налогообложение, как и на всей остальной территории Великобритании. Если привлекать инвестиции уровнем налогов или дешевой рабочей силой, они легко перенаправятся в любую другую страну, где с этим дело обстоит еще лучше. Самый внушительный приток инвестиций в Шотландию был в 1980-х гг. У нас была талантливая молодежь, крайне сильная научная база (в том числе институты, которые занимались проблемами IT и фармакологии), развитая бизнес-инфраструктура и правительство, готовое максимально облегчать жизнь инвесторам. Наше агентство работает в тесном контакте с правительством и первым министром Шотландии. Словом, бизнес-среда настолько хороша, что с 1980-х гг. компании знают, что Шотландия — очень удобное место для работы. А это единственное, чем стоит привлекать инвестиции.

Антон Осипов, Ведомости



Материалы по теме:

Статьи

Комментарии

Защита от автоматических сообщений