• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://t.me/cfo_russiaru

Алексей Ковальчук: «Для нас, как для европейской компании, важна прозрачность, стабильность и масштабируемость процессов»

18.09.2013

Алексей Ковальчук: «Для нас, как для европейской компании, важна прозрачность, стабильность и масштабируемость процессов»

Компания Shopping Live была создана всего 2 года назад и за это короткое время сумела войти на высококонкурентный рынок дистанционных продаж, стать частью крупнейшего немецкого холдинга HSE 24 Group, который, помимо Shopping Live, управляет телемагазинами под брендом HSE 24 в Германии, Австрии, Италии и Швеции; и занять лидирующую позицию в сегменте телевизионного шопинга. На сегодняшний день Shopping Live – единственный российский телемагазин с 6 часами ежедневных прямых эфиров, собственным телепроизводством (телеканал вещает из «Останкино», часть контента с зарубежными экспертами снимается в собственной студии в Мюнхене) и тщательным планированием продаж.

Помимо телемагазина, компания управляет интернет-магазином shoppinglive.ru, который входит в ТОП крупнейших интернет-ритейлеров по версии журнала «Секрет Фирмы». Большая часть ассортимента (около 80%) – эксклюзивные немецкие бренды. Основная задача, которую ставит перед собой менеджмент компании – соответствие европейским стандартам телешопинга.

Мы встретились с финансовым директором Shopping Live Алексеем Ковальчуком и узнали о том, какие инструменты помогают компании расти быстро и эффективно.

Какие краткосрочные и долгосрочные цели ставит перед собой компания?

Изначально мы взяли очень высокую планку. Наша главная долгосрочная цель – быть эффективной компанией, показывающей хороший рост, основанный на развитии и соблюдении высоких стандартов европейского телешопинга в России. Эффективность мы измеряем плановым увеличением продаж с жестким контролем издержек. В этом году, по нашим прогнозам, мы должны увеличить этот показатель как минимум в три раза. Все это произойдет за счет тщательного планирования, значительного расширения ассортимента (до конца года мы должны заключить не менее 10 прямых контрактов с зарубежными поставщиками), а также увеличения количества часов прямых эфиров: сейчас в режиме реального времени мы вещаем 6 часов ежедневно, а к декабрю планируем увеличить их до 8 часов. Пока все идет по плану.

Наши краткосрочные цели призваны помочь в реализации нашей стратегии. Одна из самых важных целей, над достижением которой мы сейчас работаем, – интеграция управленческого учета. Еще один важный проект – улучшение платежной дисциплины и реализация полноценного платежного календаря, интеграция нескольких IT-систем и внедрение центров финансовой ответственности. В соответствие с методологией, применяемой в нашей материнской компании, все расходы будут отнесены на различные кост-центры. Реализация этого проекта займет не менее 2 месяцев.

Для чего нужна интеграция управленческой отчетности с применением МСФО?

Мы говорим даже не столько об интеграции, сколько о применении единой методологии построения и формирования управленческой отчетности. Есть формы, которые использует наша головная компания, и наш формат отчетности должен быть максимально им соответствовать. Здесь есть сложности, например, в плане распределения по категориям товаров, расчетов по оборачиваемости различных групп продукции, учет возвратов товаров, а также тонкости в расчете цен в момент проведения стимулирующих маркетинговых мероприятий. Сейчас мы активно приводим все к единому образцу, чтобы соответствовать требованиям, общим для всей группы. Прежде всего, нам нужно дать четкие и однозначные определения, а также усовершенствовать методы расчета показателей, которые интересны акционерам группы и совету директоров. Один из таких показателей – выручка. Казалось бы, какие могут быть различия в терминологии? Однако один и тот же стандарт (IAS18) нужно «читать» с учетом специфики бизнеса. До момента завершения сделки M&A с HSE 24 Group, выручка определялась нами по оплатам, которые мы получали от наших покупателей. Сейчас, когда мы являемся частью большого холдинга, выручка возникает в момент отгрузки, но с одновременным созданием резерва возвратов, что соответствует методологии материнской компании. Поэтому мы придаем большое значение определению операционно-финансовых показателей, необходимых менеджменту для принятия стратегических решений.

Расскажите подробнее об изменениях в платежной дисциплине.

Shopping Live – компания, которая была создана с нуля, и прошла за короткое время большой путь. В начале этого пути в основе учета наших платежей лежал Excel. Некоторое время назад мы поняли, что эта программа уже не соответствует темпам роста нашей компании, поэтому приняли решение разработать собственный программный продукт, который будет отвечать требованиям именно нашего бизнеса. В основе продукта – полная автоматизация всех возможных процессов, связанных с проведением платежей. Для нас, как для европейской компании, очень важна прозрачность, стабильность и масштабируемость процессов. База продукта – 1С, электронный документооборот и собственные разработки. Внедрение этой системы позволит снизить влияние человеческого фактора и исключить дублирующиеся процессы, например, не нужно будет заносить документы сначала в систему электронного документооборота, а затем вручную формировать счета. Благодаря этому мы повышаем стабильность и безопасность нашей системы контроля и осуществления финансовых операций.

Что планируете изменить в центрах затрат?

Как я уже отмечал ранее, мы хотим иметь прозрачную и понятную структуру расходов. По сути, речь идет о классическом финансовом проекте, в рамках которого в компании создаются финансовые центры ответственности. Каждая затрата, которая генерируется в компании, в особенности накладные расходы, должна, в соответствие с определенной логикой, быть максимально точно отнесена к конкретному финансовому центру затрат, на конкретный департамент. Это необходимо, чтобы каждый руководитель департамента и менеджмент понимали, какой объем расходов генерирует тот или иной центр и какую часть прибыли дает – мы динамично развиваемся и хотим, чтобы все инвестиции давали положительный эффект.

Далее, с помощью специально разработанных алгоритмов, вся информация будет оформляться в сводную таблицу, удобную для анализа и оценки. Как раз сейчас мы разрабатываем формат этих таблиц и логику соотнесения затрат. В нашей материнской компании все эти алгоритмы разработаны и прошли проверку в процессе роста компании, поэтому мы применяем метод smart copy paste, то есть, возьмем лучший опыт и адаптируем его под нужды нашей компании.

Есть ли сложности в работе над этими проектами?

Сложности, с которыми мы сталкиваемся, классические и затрагивают в большей мере не финансы, а ресурсы. Мы быстро растем и оперируем в условиях сжатых сроков, поэтому часто сталкиваемся с нехваткой времени или людей. Зачастую, нам приходится идти на компромисс – потратить много времени и сделать все идеально возможно в очень редких случаях, поэтому мы стараемся сделать все эффективно, но с небольшой долей погрешности.

У нас очень строгие дедлайны, которые установлены головным офисом для предоставления информации и отчетности по МСФО. Мы не имеем права подвести нашу материнскую компанию, которая, в свою очередь, отчитывается перед банковскими институтами, инвесторами и кредиторами. Для соблюдения сроков мы выработали и продолжаем развивать процедуры сбора, учета и контроля финансовых документов, чтобы каждый сотрудник понимал свою зону ответственности и вклад в развитие компании.

Еще один важный момент в применении МСФО для торговой компании – грамотный и прозрачный складской учет. Мы настраиваем IT-системы так, чтобы четко понимать, что находится в пути, в процессе таможенного оформления или уже отправлено с таможенного поста на наш склад. Прозрачный трекинг важен не только для финансовых департаментов, но и для коммерческих, ведь это основа для планирования продаж.

Как мы видим, все наши бизнес-процессы завязаны на внутренней IT-системе, от которой зависит не только безопасность и достоверность информации, но и скорость принятия управленческих решений, которые основаны на анализе и оценке предоставляемых данных. Именно поэтому для нас так важна интеграция всех наших IT-платформ.

Наталья Чистякова


Комментарии

Защита от автоматических сообщений