• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://vk.com/cforussia

Виталий Устименко: «Мы объясняли инвесторам, как устроен в России медицинский бизнес»

18.11.2013

Виталий Устименко: «Мы объясняли инвесторам, как устроен в России медицинский бизнес»

В октябре 2012 впервые российская медицинская компания вышла на фондовый рынок. Принадлежащая главному акушеру-гинекологу России Марку Курцеру компания MD Medical Group, управляющая сетью клиник «Мать и дитя», успешно провела IPO на Лондонской фондовой бирже. Капитализация компании составила $900 млн. Инвесторы были активны, и компания смогла привлечь $289 млн на развитие своих медицинских центров. О подробностях подготовки и выхода на IPO в интервью CFO-Russia.ru рассказывает финансовый директор ГК «Мать и дитя» Виталий Устименко.

Как и почему у ГК «Мать и дитя» возникла потребность в IPO?

Для нас IPO – это способ достижения конкретного результата.

История компании началась десять лет назад, когда появился проект Перинатального медицинского центра в Москве. Он был построен на заемные средства и запущен в январе 2006 года. К 2008 году центр уже успешно функционировал, показывая хорошие результаты.

В 2010 году у собственника компании появилась идея укрупнения этого бизнеса. Мы присоединили ряд амбулаторных клиник, в том числе и клиники «Мать и дитя», давшие название всей группе. Появился проект строительства второго крупного госпиталя в Подмосковье – в деревне Лапино Одинцовского района. Клинический госпиталь «Лапино» построили и запустили в конце 2012 года. Так компания превратилась в холдинг, в котором на сегодняшний день есть два крупных госпиталя и порядка 15 амбулаторных клиник маленького формата (от 500 до 2000 кв.м).

Открытие второго госпиталя обошлось нам примерно в 5 млрд рублей. Одновременно с пониманием, что успешную бизнес-модель можно экстраполировать, возникла необходимость каким-то образом всю эту историю профинансировать. Брать в долг бесконечно нельзя – долг на тот момент у компании равнялся уже 1,8 ЕВITDA. Для дальнейшего развития можно было, например, привлечь средства через продажу части компании. Отсюда и появилась идея IPO как способа привлечения дополнительного финансирования, чтобы продолжать развиваться такими же темпами, удерживая лидерство в отрасли.

По результатам сделки мы привлекли $150 млн. Основная часть этих денег идет на строительство госпиталя в Уфе, которое мы начали весной 2013 года. Здание уже возвели, сейчас приступили к внутренним работам. Госпиталь откроется через год.

Расскажите об этапах и основных сложностях подготовки к IPO. Каковы были затраты?

Для нас основные сложности заключались в размере компании. Несмотря на то, что наша капитализация достигала $1,2 млрд, мы все равно считались маленькой компанией. В общей сложности мы продали акций на $289 млн. Считается, что это очень маленький объем размещения. Акции становятся более или менее ликвидными при free-float в районе $1 млрд. То есть, чтобы добиться большого количества сделок, мы должны стоить в три раза дороже. Безусловно, это препятствие.

Кроме того, наша компания – представитель нового для России сектора. Мы – первая публичная медицинская компания в стране. Соответственно, нам пришлось объяснять инвесторам, как устроен в России медицинский бизнес и на чем здесь зарабатываются деньги. Ведь медицина ощутимо различается в разных странах. Западная Европа – это одна история. Великобритания – уже другая. В США, в развивающихся странах, в Азии и в Африке – везде своя специфика. В том числе и у нас. Поэтому, чтобы люди могли нам поверить, приходится все показывать и рассказывать.

В то же время во всем мире медицина является популярным сектором для инвестиций. Нам на руку сыграло и то, что многие считают медицину одним из самых перспективных секторов именно в России. Здесь она недоинвестирована и находится в начале своего развития, в отличие от многих других отраслей, которые не развиваются.

Теперь об этапах. Самый первый из них – отчетность. С этого у нас и начался процесс выхода на IPO в конце 2011 года, когда первый раз готовилась отчетность по МСФО за период с 2009 года. Второй раз – весной 2012 года, отчетность уже за 2011 год. В то же время началась активная фаза подготовки к IPO. Мы начали приглашать инвестиционные банки, проводить отбор банков-андеррайтеров, юристов, пиарщиков и так далее – целая группа консультантов.

Следующие преобразования – создание совета директоров, а также привлечение в компанию независимых директоров для того, чтобы система корпоративного управления соответствовала требованиям биржи. Далее такие технические вещи, как трансформация компании в публичную.

Также многие вещи, связанные с управлением внутри компании, у нас происходили уже по ходу самого IPO: например, формирование команды менеджмента, создание пиар-службы, появление сильной финансовой функции (помимо отдела МСФО, в нее входит отдел бюджетирования, отдел финансового контроля, служба по связям с инвесторами внутри компании).

Нельзя сказать, что все эти процессы связаны только с публичностью. Одна из причин – естественный рост компании, например, расширение маркетинговой, юридической, HR- и IT-служб. Но я все же считаю, что именно IPO дало такой толчок для развития. Оно позволило сдвинуть с места многие вещи, которые не решались прежде, поскольку не было понимания, насколько это нужно и важно.

Весь процесс выхода на IPO занимает порядка 6 месяцев. Мы прошли этот путь с апреля по октябрь 2012 года: выбрали банки, подготовили отчетность, выбрали юристов, написали проспект. Съездили на предварительное роуд-шоу, потом на основное, и 12 октября закрыли сделку.

Чистые затраты на всевозможных консультантов составили примерно $2 млн. Сумма достаточно небольшая, но, естественно, имеет смысл нести эти затраты тогда, когда речь идет о большом объеме размещения. При нашем объеме размещения мы потратили около 1,7% по отношению к деньгам, которые пришли в компанию и где-то 0,8–0,9% по отношению к общей сумме размещения. Плюс комиссия банков-андеррайтеров, которая составляет еще несколько процентов от сделки.

Что вы можете посоветовать финансовым директорам небольших компаний, которые готовят свои компании к IPO?

Помнить, что IPO – не самоцель. На первом месте всегда потребности бизнеса. А инструменты, с помощью которых эти потребности удовлетворяются, – на втором. IPO – один из таких инструментов.

Но с другой стороны, подготовка к IPO позволяет решить многие вопросы, нерешенные прежде.

На самом деле могу дать только один совет. Если компания приняла решение проводить IPO, то обязательно нужно сформировать хорошую команду как внутри компании, так и среди внешних консультантов. Это ключевой фактор успеха. Понадобятся хорошие юристы, финансисты, аудиторы, банкиры. Все они должны быть профессионалами, обладать опытом и умением работать вместе.

И, конечно же, очень важно, чтобы акционеры принимали в процессе сделки самое непосредственное участие. Если мы говорим о частной компании, то это могут быть один, два, иногда три человека. Когда люди сами приходят и рассказывают про свой бизнес, это стимулирует покупателей и вызывает доверие со стороны всего инвестиционного сообщества.

Нина Данилина


Комментарии

Защита от автоматических сообщений