Татьяна Матвиенко, Центр поддержки бизнеса АСГ: Раб успеха, или куда уходит энергия

18.11.2022

Еще пару лет назад мы жили в так называемом VUCA-мире, который характеризовался как: нестабильный (volatility), неопределенный (uncertainty), сложный (complexity), неоднозначный (ambiguity). И мы еще не успели приспособиться к VUCA, а на смену ему пришел пандемийный и постпандемийный мир BANI: хрупкий (brittle), тревожный (anxious), нелинейный (nonlinear), непонятный (incomprehensible).

Мы хронически встревожены, чувствуем постоянную усталость, недовольство собой, работой, коллегами, испытываем перебои со сном, раздражительны. Все это съедает энергию.

рис.1

Статистика показывает, что 96% менеджеров испытывают выгорание: чем выше позиция, тем выше уровень стресса. Все больше и больше задач в календаре, все больше нужно успеть. Есть две новости: плохая – в сутках всего 24 часа, и хорошая – энергия, в отличие от времени, восстанавливается.

Основные факторы в бизнес-среде, поглощающие энергию:

  • Требования. Четкие понятные требования, ожидания, зона ответственности и влияния создают среду безопасности для сотрудника. И, наоборот, размытая и непонятная зона ответственности делает рабочую среду стрессовой.

  • Изменения. Любые изменения в жизни и работе влекут стресс. Мы выходим из привычной, понятной ситуации, и наш мозг должен находить новые стратегии выживания. При изменении в компании менеджмент много говорит о том, какие цели и эффекты будут для бизнеса, а каждый сотрудник думает, что это даст именно ему. В мозгу постоянно крутятся вопросы: «Что будет со мной? Сколько я буду получать? Есть ли у меня компетенции, чтобы работать в новых реалиях?»

  • «Синдром самозванца». Большинство людей испытывают этот синдром, проявляется он в повышенной тревожности относительно занимаемой позиции, сотрудник сомневается, что достоин своей должности: «Не дотягиваю, не хватает навыков, есть люди, которые больше подходят, занимаю это место по случайности».

  • Токсичные оотношения внутри коллектива. Мы существа социальные, и тут не нужно много размышлять, что поддержка и одобрение наших соратников очень важны для нас. Нам важно испытывать общность и эмпатию.

  • Контроль. Недостаточный контроль так же, как и излишний, вызывает стрессовые ощущения. При недостаточном контроле сотрудник может испытывать тревогу, что может ошибиться, сделать некачественно, что руководителю неважна и неинтересна его задача. При излишнем контроле сотрудник ощущает недоверие со стороны руководителя, отсутствие зоны для развития и собственных решений.

Важно понимать, что стресс не равен выгоранию. Стресс мы испытываем каждый день, и это нормально. Стресс развивает нас, формирует новые нейронные связи. И мы не впадаем в депрессивные состояния от небольшого стресса. Выгорание – это накопительное действие негативного стресса, как правило, в нескольких областях жизни человека. Например, если у нас сложности на работе, а дома все хорошо, есть поддержка и понимание, мы выйдем из этих неприятностей гораздо быстрее и менее болезненно, чем если мы испытываем стресс в работе, в личной жизни, с детьми и т.д.

Как понять, где начинается негативный стресс, определить этот уровень? Для каждого этот уровень стресса свой, психика людей устроена по-разному. То, что для одного лишь мелкая неприятность, которую он забудет через полчаса, для другого – повод для переживаний на две недели.

В следующей колонке я поделюсь простыми шагами, которые помогут распознавать стресс и учиться с ним справляться, а также объясню, почему так важно следить за негативными эмоциями, которые мы испытываем.

Татьяна Матвиенко, директор, Центр поддержки бизнеса Алкогольной Сибирской Группы

Предыдущий материал: Татьяна Матвиенко, Центр поддержки бизнеса Алкогольной Сибирской Группы: Жизненный цикл сотрудника и самый эффективный этап для компании

Узнать больше о том, как ведущие ОЦО выстраивают работу с командой в условиях турбулентности, вы сможете на Тридцать третьей конференции «Общие центры обслуживания: организация и развитие» (7-8 декабря). Представители Сервисного центра ФЕСКО, Интер РАО – Управление сервисами, Центра корпоративных решений, ГПМ Партнер, Гринатома, ОЦО Теле2, Газпромнефть Бизнес-сервис, Северсталь-ЦЕС и многие другие поделятся лучшими практиками решения актуальных вопросов


Наверх