• Сегодня 18 апреля 2024
  • USD ЦБ 94.32 руб
  • EUR ЦБ 100.28 руб
Нота модус - Автоматизация бизнес-процессов

Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Танцуют все! Какой ESG-план принести директору?»

25.03.2022

Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Танцуют все! Какой ESG-план принести директору?»

Термин ESG вошёл в более-менее широкий оборот в России полтора года назад – и первыми на ESG-прорыв кинулись банки и те из промышленных гигантов, которые всегда были лидерами в сфере корпоративной социальной ответственности.

И вот сейчас в эту же самую гонку вступает и второй эшелон промышленных компаний. Такие крепкие середнячки, которых в численном выражении абсолютное большинство.

По-другому вряд ли могло быть – ведь по теме ESG высказалось, наверное, уже большинство руководства страны. 30 ноября 2021 года на форуме «Россия зовёт» выступавший там Владимир Путин назвал ESG «комплексным агрегированным показателем того, как государство предполагает своё развитие на ближайшую, среднесрочную и более отдалённую перспективу».

Если кому-то нужен был глас свыше, то этот глас прозвучал.

Те корпорации, что только сейчас задумались о переходе на ESG-рельсы, всегда исповедовали здоровый консерватизм: не надо чинить то, что не сломано. У них были добротные социальные программы, хоть чаще всего без новомодных стандартов и «наворотов». Год назад их владельцы и руководители думали, что про климатическую повестку и Грету Тунберг «поговорят и перестанут», а полгода назад они пожимали плечами «что это за новая мода на ESG?».

И вот буквально у них на глазах ESG-повестка превратилась из зарубежной диковинки в интересную опцию, а потом из интересной опции вдруг стала обязательной задачей, за которой (как уже понятно) будет государевый надзор.

В общем, отсидеться в окопах не получится. Танцуют все!

Кого-то уже вызвал гендиректор, чтобы сказать, что ESG-стратегия была нужна ещё вчера.

Тем, кого не вызвали, стоит волноваться ещё больше – возможно, переход в светлое ESG-будущее замыслили без них.

Ведь не только ESG стало за последние месяцы «горячим пирожком», но и сама должность ESG-начальника (увы, пока часто понимаемая как синоним завсегдатая конференций и фуршетов) теперь выглядит как лакомый кусочек для знакомых и родственников менеджмента или владельцев бизнеса.

Может, прямо сейчас кто-то собирается развязать офисную войну и уже ловит вашу голову в перекрестье прицела.

С чем идти к директору? В чем сейчас заключается та программа-минимум, которая по части ESG-практик позволит вашей корпорации не выглядеть бледно на фоне сонма других? При том, что золотого дождя не будет – если и дадут ещё денег, то немного и со скрипом.

На практике обязательная программа для средней руки промышленной компании выглядит сейчас в России где-то примерно так:

  • Высокий балл в двух-трёх ESG-рейтингах.
  • Все бумаги (стратегия, положения, процедуры) должны быть в порядке. Без этого, кстати, в ESG-рейтинги можно даже не соваться.
  • В идеале нужно хотя бы одно ESG-финансирование – которое, к слову, невозможно без того, чтобы тебя нормально оценили в вышеупомянутых ESG-рейтингах.
  • Нужно ежегодно (или хотя бы раз в два года) выпускать отчет по устойчивому развитию.
  • Не обойтись без мероприятий по учёту и снижению выбросов парниковых газов, по управлению отходами и энергосбережению.
  • Раз компания промышленная, то в портфеле социальных инвестиций должна быть как минимум одна программа экологической направленности.
  • Социальные инвестиции должны быть достаточно разнообразны, и вряд ли большая компания сможет миновать традиционные для России темы: образование, здравоохранение, дети.
  • В социальных инвестициях не должно быть очевидных «косяков» вроде акций, когда сотрудники на Новый год везут сладости в детский дом.
  • Нужен грантовый конкурс, который затрагивал бы регионы присутствия.
  • Ещё лучше, чтобы также была программа по поддержке малого бизнеса на тех территориях, где работает корпорация.
  • Требуется волонтёрская программа – тем более, что за количество волонтёров сейчас надо отчитываться и перед государством, и перед анкетами КСО-шных конкурсов.
  • От большой промышленной компании ожидается, что она сможет похвастаться штабелем наград от уважаемых профильных конкурсов и стопкой грамот от местных администраций.
  • Социальные программы должны сопровождаться серьёзной оценкой их эффективности – если вы не определились с методологией или с тем, как оную примерять, то это серьёзно потянет вниз ваши шансы выглядеть достойно на вышеупомянутых конкурсах.

В общем, надо ой-ой-ой как всего много.

Если всё это раскидать по слайдам, дополнить сроками и потребными под такие задачи ресурсами, то может получиться неплохой набросок для дорожной карты.

Пора идти в начальственные кабинеты?

Олег Базалеев, директор департамента социальных вопросов, Crescent Petroleum  

Далее читайте, почему с ESG-повесткой нельзя давать менеджменту скучать и зачем «быстрые победы» должны обгонять медленные стратегии.

Предыдущие материалы:


Комментарии

Защита от автоматических сообщений