• Сегодня 19 апреля 2024
  • USD ЦБ 94.09 руб
  • EUR ЦБ 100.53 руб
Нота модус - Автоматизация бизнес-процессов

Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Если ESG слетит с горки»

01.04.2022

Олег Базалеев, Crescent Petroleum: «Заметки ESG-начальника: Если ESG слетит с горки»

Где-то у фейсбучных коллег по ESG-цеху наткнулся на такое понимание ситуации.

Мол, да, вся прошлая осень превратилась в один непрекращающийся неубиваемый ESG-семинар, он же форум, он же фуршет. «ESG-свадьба» пела и гуляла, правда, прервалась на новогодние праздники да вот сейчас на омикроновый пик.

Но всё постепенно входит в знакомую ура-ESG-колею. Тематических конференций и форумов ожидается больше, чем грибов на поляне после тёплого летнего дождичка.

Встаёт вопрос: как относиться к хайпу, связанному с модной повесткой? И к чему в конечном итоге приведёт или может привести эта неумеренная экзальтация? Люди и агентства, которые ещё полгода назад не знали слов ESG и КСО, увидели в этом выгодную рыночную нишу – и пытаются её спешно осваивать.

В этой связи многие вспомнили про кривую «хайп-цикла Гартнера» (Gartner Hype Cycle). Сам лично видел два раза этот график на ESG-конференциях в последние месяцы.

Кривая Гартнера показывает, что после того, как запускается что-то новое (будь то новый тренд или новая технология), сначала всё взлетает на «пик чрезмерных ожиданий». Завышенные ожидания не оправдываются, растёт скепсис и всё проваливается на «дно разочарований». После чего новый тренд начинает чуть ли не с нуля: медленно и потихоньку карабкается по «склону просветления» пока не выйдет на «плато продуктивности».

И вот эта кривая, некогда выведенная аналитиками одноименной американской исследовательской компании, внушает оптимизм ESG-экспертам.

То есть надо просто всё это пережить.

Мол, да, очень вероятно, что ESG-повестка как тренд сорвётся и полетит вниз головой с «пика чрезмерных ожиданий» под грузом или неумеренной говорильни, или в результате какого-нибудь репутационного скандала, или из-за распространения гринвошинга. Но потом-то тренд всё равно воспрянет ото сна, отвоюет потерянное и завоюет неосвоенное.

Но проблема здесь в том, что ESG (так же, как и корпоративная социальная ответственность, и филантропия) очень густо замешана на доверии.

Доверие – субстанция хрупкая. Доверие можно потерять за считанные дни или часы, и его можно потом не восстановить годами.

Например, в 1990-е годы был довольно короткий временной период, когда недобросовестные люди и криминальные структуры прикрывались ими же созданными благотворительными фондами для неблаговидных делишек. И использовали таможенные и налоговые льготы как бы для благотворительности, чтобы проворачивать свои махинации.

Этот, казалось бы, локальный эпизод времён первоначального накопления капитала стал сильным ударом для всей отечественной благотворительности. Ещё лет десять после тех событий люди поёживались от слов «благотворительный фонд», подозревая в таких структурах ширму для плечистых ребят в кожаных куртках.

А вопрос допустимости налоговых льгот и других послаблений для занимающихся благотворительностью стал «рукопожатным» в российском обществе совсем недавно – то есть через два с лишним десятилетия.

Не спорю: может, есть здравое зерно в подходе «ну, слетит ESG с горки – не беда, потом поднимется».

Но это без гарантии.

Олег Базалеев, директор департамента социальных вопросов, Crescent Petroleum  

Далее читайте, как сфера ESG способна стать последним приютом для любого, утратившего профессиональную привлекательность и трудоустроительную надежду.

Предыдущие материалы:


Комментарии

Защита от автоматических сообщений