• Сегодня 29 марта 2024
  • USD ЦБ 92.26 руб
  • EUR ЦБ 99.71 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями

Нужно ли ритейлерам объединяться?

05.06.2018

В 2017 году произошло несколько крупных слияний и поглощений ритейлеров. Так, X5 Retail Group, «Азбука вкуса» и «Лента» получили права на «Седьмой континент». Кроме того, «Лента» купила «Холидей», а X5 — «О’кей». АКОРТ отмечает, что консолидация ритейлеров происходит в том числе и за счет ухода с рынка неэффективных сетей. Например, екатеринбургская ТС «Звездный» ушла из торгового бизнеса по причине конкуренции с федеральными ритейлерами.

«Cегодня Россия — самый расконсолидированный рынок в мире в сетевом FMCG-ритейле», – сказал Сергей Леонов, директор по развитию управляющей компании «Альянс», в интервью Retailer.ru.

Борис Кривошапкин, начальник отдела развития электронной коммерции «МультиКарты», в статье «Основные тренды современного ритейла глазами платежной индустрии» отметил, что «первый тренд, который необходимо выделить, – консолидация игроков в сегменте ритейла. Крупные ритейлеры скупают мелкие и средние компании и заключают между собой сделки по слиянию и поглощению, чтобы получить новых клиентов и развивать технологии в текущих экономических условиях».

Действительно ли консолидация – ведущая тенденция в сфере российского ритейла? Его представители делятся с CFO Russia своим мнением по этому вопросу.

«Мы согласны, что в сегменте “физического” ритейла происходит консолидация игроков. Этот тренд мы наблюдаем на российском рынке DIY не менее 10 лет: в основном из-за закрытия открытых рынков, специализированных магазинов и ухода с рынка нескольких региональных игроков. Это естественный процесс, и мы считаем, что он касается любого зрелого розничного сектора. После периода бума в каждом крупном городе розничный сектор стремится к экономии масштаба, а клиент – к самым дешевым ценам. И только наиболее приспособленные игроки, которые могут предложить лучшие цены и услугы (или сосредоточиться на менее “сражающемся” сегменте рынка), продолжают стремиться к большему.

Тем не менее, в нашем секторе обустройства дома количество цифровых или гибридных новичков компенсирует закрытие магазинов-сетей. Например, некоторые розничные продавцы электроники и торговые площадки решили расширить свои онлайн-магазины с продуктами для обустройства дома (“Эльдорадо”, Goods.ru, “Озон”, “Юлмарт”, Всеинструменты.ру). Традиционные ритейлеры должны адаптироваться к новой конкурентной среде или исчезнуть.

И последнее, но не менее важное: можно объединиться со своим конкурентом, чтобы выжить, но риск “неудачной свадьбы” гораздо более распространен в корпоративной жизни, чем в частной. Просто потому, что влияние организационных и культурных изменений, как правило, недооценивается», – отметил Филипп Мужо, маркетинговый директор «Леруа Мерлен».

Анастасия Василькова, директор по развитию ТМ Choupette, согласилась, что  сейчас происходит слияние игроков рынка, в том числе и ритейлеров. «Это обусловлено тем, что рынок “проседает” и появляются слабые звенья. На рынке ритейла происходит не только слияние, но и консолидация игроков.

В детском сегменте более действенно кросс-маркетинговое сотрудничество. Допустим, между ритейлерами детской одежды, игрушек или детской косметики.

На мой взгляд, наиболее перспективна консолидация игроков в “противостоянии” торговым центрам. Несмотря на кризисную экономическую ситуацию в стране, торговые центры продолжают вести политику высоких цен. Ритейлерам, даже конкурентам, стоит объединяться для защиты общих интересов в переговорах с администрацией торговых центров», – отметила Анастасия Василькова.

«Тренд консолидации на рынке фуд-ритейла у всех на глазах – гонка Х5 и “Магнита” за первенство на российском рынке как по темпам открытия точек, так и по объему товарного обеспечения, – сказал коммерческий директор Ahmad Tea in Russia Алексей Роговенко. – В условиях стагнации экономики и не растущих доходов потребителей многие локальные сетевые игроки уходят с рынка и сокращается не сетевая розница. Такой процесс называется консолидацией в том смысле, что все большая доля рынка сконцентрирована у ограниченного списка игроков.

Хотя локальные сети пытаются консолидироваться, создавая «альянсы»: УК АРР, RRC. И это действительно перспективное направление конкурентного развития. Однако пока в РФ нет устойчиво работающего объединения независимых относительно крупных локальных сетей.

Помимо консолидации всегда есть альтернативный способ выживания на укрупняющемся рынке. Так, можно воспользоваться встречным трендом и реализовать нишевую стратегию. Например, “Азбука Вкуса” прекрасно конкурирует с крупнейшими сетями в Москве, отличаясь от них тем, что нельзя масштабировать на всю страну – кулинарией и ассортиментом, ориентированным на высокий уровень дохода», – добавил Алексей Роговенко.

Генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов отметил, что уже несколько лет существует тренд консолидации игроков в сегменте фармритейла. «Причины его возникновения продиктованы вполне объективными условиями розничного рынка. Консолидация позволяет получить ряд преимуществ. Первое – безусловная рыночная сила объединившихся компаний, которая гарантирует наиболее выгодные условия сотрудничества как с производителями, так и с дистрибьюторами. Вторая причина – масштабность бизнеса, позволяющая игрокам оптимизировать бизнес-процессы.

Тем не менее, я не считаю, что консолидация – единственно возможное условие успешной работы компании в современных реалиях рынка. Рынок – живой организм. Каждый игрок выбирает свою стратегию ведения бизнеса, будь то органический рост или какой-либо иной подход. Основная задача – сохранить прибыльность бизнеса, это гарантия успеха», – добавил Александр Филиппов.

Однако Дмитрий Потапенко, управляющий директор Management Development Group, сказал, что говорить о тренде консолидации нельзя. «Потому что она не может быть в одной сфере деятельности и ее нельзя разносить по сегментам. Принудительная консолидация с “Магнитом” и его последующей перепродажей не означает консолидацию в любой другой сфере. Поэтому говорить о том, что рынок консолидируется под крупных игроков, можно только в том случае, если имеется ввиду так называемая государственная или около государственная консолидация. Яркий тому пример – “Магнит”, а также авиаотрасль и нефтепереработка, где ритейл – точки распространения горюче-смазочных материалов, керосина. Сплошь и рядом примеры объединения, однако отрасли консолидированы принудительно, так как это не рыночный механизм».

«Я считаю, что рынок должен быть сбалансированным, и я против гегемонии федеральных ритейлеров, – сказал Вячеслав Денисов, финансовый директор “Монетки”. – Однако сейчас ситуация развивается именно в таком направлении, что региональные игроки не выдерживают конкуренции и их поглощают более крупные сети. На Урале за 2 года не стало уже четверых игроков: “Звездного”, “А-продукта”, “Полушки” и частично “Холидея”.

В такой ситуации, безусловно, единственный способ региональным игрокам защититься от федералов – это организация закупочных союзов. Но это тяжелый процесс, особенно в части синхронизации ИТ-инфрастуктуры».

Валентин Страхов, финансовый директор Comteh, отметил, что консолидация ритейлеров «очень похожа на сговор продавцов» и добавил: «Ритейлеры объединяются ради прибыли – бизнес бездушен! Закон против монополизации должен работать».

Что касается одежного ритейла, то, по словам Руслана Шведкова, финансового директора BNS Group, в этой отрасли нет заметного тренда к объединению компаний: «В нашем сегменте мы в последние годы не видим выраженной тенденции к консолидации. Полагаю, что это связано с тем, что активная экспансия происходит обычно на растущем рынке и требует значительных свободных денежных ресурсов, чего мы в последние кризисные годы оказались лишены. Также консолидация имеет ярко выраженную целесообразность только на фоне синергии или эффекта масштаба. Тогда как в нашем бизнесе сети с десятками магазинов могут быть так же (если не более) рентабельны, как и сети с сотнями, из-за невысокой доли общекорпоративных расходов. Мы больше верим в органический, естественный рост», – отметил Руслан Шведков.

Так, несмотря на то, что в фуд- и фарм-ритейле действительно многие компании объединяются и поглощаются, не все ритейлеры ощущают тренд консолидации игроков. Пока очевидно только то, что крупные сети поглощают небольшие, но это касается не всех отраслей ритейла.

Юлия Сильченко


Комментарии

Защита от автоматических сообщений