Тренды на рынке FMCG-товаров в России

29.06.2018

Рынок товаров повседневного спроса и фармацевтических препаратов – FMCG, в России демонстрирует скромный рост +1,5% в денежном выражении. Это ниже, чем по итогам 2017 года (3,4%). Однако наметилась тенденция на восстановление потребления. По итогам 1 квартала 2018 года, позитивная динамика наблюдается уже в 68% категорий. В 1 квартале 2017 года – лишь в 51% категорий.

По мнению исследователей GfK, главная проблема ритейл-отрасли – давление ценового промо, которое мешает уверенно расти в деньгах. По данным GfK, доля покупок по промо продолжает расти и на сегодняшний день достигла четверти оборота рынка FMCG (25,3%).

«До сих пор FMCG-индустрия в России исходит из того, что потребителя ведет только цена. Но с середины 2017 года мы видим, что начали работать другие факторы», – говорит Сергей Яшко, генеральный директор GfK Rus.

«Мы можем констатировать, что тренд на даун-трейдинг остановился, а две трети FMCG демонстрируют позитивную динамику. Кроме этого, в ряде категорий растет потребление в премиальном и супер-премиальном сегменте, а среди наиболее значимых каналов дистрибуции наряду с дискаунтерами в рост пошли супермаркеты», – комментирует тенденции рынка Сергей Яшко.

Стоимость ежемесячной FMCG-корзины в России составила порядка 12,7 тыс. рублей. Соотношение затрат на различные группы товаров повседневного спроса в кошельке потребителя мало изменилось. Больше всего россияне тратят на мясо, молочные продукты, напитки, фрукты, овощи и фармпрепараты.

GfK проанализировала причины, которые определили успех самых быстрорастущих брендов в продовольственном сегменте. В продуктах питания оказались в выигрыше те, кто делал новые запуски в сегментах «Здоровая еда» и «Функциональное питание» и работал над ассортиментом новых вкусов и форматов продукта.

В этом году россиянам понравились предложения компаний, которые представляли органическую еду, делали акцент на натуральных или модных ингредиентах – авокадо, высокое содержание белка и так далее.

«Для успеха продаж стало мало просто “хорошей цены”, нужно созвучие новым потребительским трендам, – говорит Елена Самодурова, руководитель отдела исследований потребительской панели GfK Rus. – В частности, одна из непреложных ценностей для россиян, и при этом – сильнейших источников для беспокойства – здоровье и бодрость. Поэтому все, что направлено на поддержку этого аспекта жизни, будет воспринято с большим вниманием потребителями в России».

Еще один фактор успеха FMCG-брендов – умная дистрибуция, которая учитывает не только значимость сетей, но ее релевантность для своей аудитории, а также роли категорий и покупательские миссии.

Исследования GfK показали, что репертуар магазинов, которые посещают домохозяйства для закупки товаров повседневного спроса, расширился. Это говорит о том, что лояльность потребителей продолжает снижаться. На основе данных нового релиза исследования GfK Retail Monitor, GfK изучила список лидеров роста в FMCG-ритейле.

«В целом можно говорить о том, что 2018 год стал переломным для формата гипермаркетов и дискаунтеров. Бывшие еще в прошлом году лидерами этих каналов “Магнит” и “Ашан” уступили своим ближайшим конкурентам», – отмечает Алексей Горбатенко, руководитель группы управления проектами GfK Shopper Insights.

Впервые отмечается снижение динамики канала гипермаркетов. Значимым фактором выбора места покупки стало стремление экономить не только деньги, но и время. Часть миссий покупатели выполняют теперь в магазинах шаговой доступности, которых стало больше.

А еще кроме хороших цен потребитель ищет свежий и интересный ассортимент и покупает не только товары и цены, но и впечатления.

Эти особенности покупательского поведения объясняют успех ритейлеров, кому удалось упрочить или улучшить свои позиции в 2018 году. Из 10 крупнейших сетей, по GfK, улучшили свои позиции «Пятерочка», «Лента» и «Карусель».

Узнать больше о новостях ритейла вы сможете на Второй конференции «Налоговое планирование в ритейле», которая пройдет 23 августа 2018 года в Москве.

Источник: Retail & Loyalty


Наверх