• Сегодня 29 марта 2024
  • USD ЦБ 92.26 руб
  • EUR ЦБ 99.71 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями

Дискаунтеры становятся основным каналом продажи еды

09.07.2018

Хотя, по официальной версии, экономическая ситуация в стране уже почти год как считается стабильной, россияне продолжают экономить на продуктах. Это привело к появлению целого слоя «черрипикеров», охотников за скидками, и росту профильных дискаунтеров.

Общий оборот дискаунтеров по итогам 2018 года превысит 3 трлн рублей, а через два года – 4 трлн рублей, подсчитали в Infoline. Но ралли промоакций уже загнало крупных ритейлеров, например X5 Retail Group и «Магнит», в ловушку, из-за которой падает маржинальность.

По итогам 2018 года объем продаж продуктов питания через дискаунтеры в России может вырасти на 17,14%, до 3,28 трлн рублей. Это сделает формат лидером по обороту среди всех каналов розничной торговли, следует из исследования Infoline. К ведущим дискаунтерам Infoline относит «Пятерочку» (X5 Retail Group), «Магнит», «Дикси», «Монетку» и «Светофор».


В 2017 году этот канал уступал по обороту мини-маркетам (3 трлн рублей) и демонстрировал объем продаж продуктов, сопоставимый с супермаркетами по типу «Азбуки вкуса» или Billa (2,53 трлн рублей). По прогнозам Infoline, дискаунтеры сохранят лидерство по продажам продуктов среди всей розничной торговли как минимум на ближайшие три года. В 2019 году их оборот может достичь 3,63 трлн рублей, в 2020 году – 4,46 трлн рублей. Продажи продуктов в мини-маркетах за это время могут вырасти до 3,32 трлн и 3,59 трлн рублей, в супермаркетах – до 2,88 трлн и 3,01 трлн рублей соответственно.

«Такую структуру продаж выстроили сами торговые сети, отвечая на запрос со стороны покупателей. Россияне по-прежнему экономят, и потребительская уверенность остается на невысоком уровне», – отметила старший аналитик «Райффайзенбанка» Наталья Колупаева.

С этой оценкой не согласны в Sberbank CIB. По расчетам аналитиков компании, в первом квартале доля россиян, экономящих на основных продуктах питания, сократилась на 6 процентных пунктов год к году, до 64%. Доля покупателей, для которых цены очень важны при выборе магазина, снизилась на 2 п. п., до 71%.

Тем не менее, уточняют в «Ассоциации компаний розничной торговли» (АКОРТ), доля «черрипикеров», охотников за промоакциями, продолжает расти, что будет способствовать росту популярности дискаунтеров. По прогнозам АКОРТ, к 2021 году доля таких покупателей достигнет 25%, тогда как в 2011 году она была на уровне 3%. В четвертом квартале 2017 года в 20 из 49 категорий товаров на промоакции приходилось 54% всех продаж, следует из данных Nielsen. Год назад, по данным «Ромира», до 30% покупателей выбирали магазины, где были скидки.


«Для сетей малые форматы дешевле с точки зрения капиталовложений, быстрее окупаются, проще в управлении и могут быстрее адаптировать ассортимент», – отмечает Наталья Колупаева. В Infoline подчеркнули, что X5 и «Магнит» продолжают наращивать количество дискаунтеров за счет органического развития и сделок M&A.

В 2017 году в сети «Пятерочка» прибавилось 2,8 тыс. магазинов, что в 1,8 раза превышает аналогичный показатель «Магнита» (1,6 тыс. объектов). «Дикси» после сокращения числа дискаунтеров на 112 объектов в 2017 году намерена в 2018 году открыть более 100 магазинов, а в 2019-2022 годах выйти на темпы открытия до 200 объектов, говорится в исследовании. В X5 отмечают, что «Пятерочка» будет активно развиваться за счет органического роста – «рынок продолжит постепенную консолидацию, в том числе за счет уменьшения доли традиционной торговли».

По словам главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, ключевой вызов для «Пятерочки» и «Магнита» – выход из ловушки высокой промоактивности. В 2016-2018 годах промо позволило ритейлерам значительно увеличить долю на рынке и переманить покупателей, но эта тенденция привела к снижению маржинальности. Чистая прибыль «Магнита» в третьем квартале 2017 года упала на рекордные 53,27%, до 6,92 млрд рублей.

Наталья Колупаева ожидает, что в ближайшие годы конкуренция между дискаунтерами выйдет из исключительно ценовой плоскости, и они будут дифференцировать ассортимент. «Пятерочка» планирует делать фокус на «продуктах категории фреш», говорят в X5. В «Магните» для улучшения ценностного предложения изучают поведение посетителей, в том числе используя технологию видеоаналитики, искусственный интеллект и анализ чеков, благодаря собственному оператору фискальных данных.

Узнать больше о новостях ритейла вы сможете на Второй конференции «Налоговое планирование в ритейле», которая пройдет 23 августа 2018 года в Москве.

Источник: Коммерсант


Комментарии

Защита от автоматических сообщений