• Сегодня 19 апреля 2024
  • USD ЦБ 94.09 руб
  • EUR ЦБ 100.53 руб
Нота модус - Автоматизация бизнес-процессов

Что приносят российскому бизнесу облака?

14.01.2019

Cегодня многие российские компании внедряют облачные сервисы для решения разнообразных задач. Облако помогает устранить проблемы производительности, упростить обработку информации, предлагает новые инструменты – например, искусственный интеллект. Согласно статье «Пора перелетать в облака», опубликованной в августе 2018 года в «Harvard Business Review Россия», 69% организаций в течение пяти лет планируют перенести аналитику в публичное облако. Мы спросили у представителей российских компаний, что им дают облачные инновации, и как они справляются с вызовами их внедрения и использования.

Что российские компании переносят в облако?

По данным международной исследовательской компании IDC, в 2017 году ключевыми потребителями облачных услуг были крупные компании из таких отраслей экономики, как розничная и оптовая торговля, банковский и страховой бизнес. «Стремление снизить риски, связанные с внедрением новых продуктов, прототипирование решений и интеграция уже имеющихся компонентов все чаще приводят компании к необходимости использовать облачные услуги как минимум для создания сред разработки и тестирования», – отметили специалисты IDC.

Объем облачного рынка России с учетом публичных, частных и гибридных облаков по итогам 2017 года составил около 30 млрд рублей, рост сохраняется на уровне 22% в год. Такие данные приводят эксперты CNews Analytics в исследовании «Облачная стратегия бизнеса 2018». Более 60% работающих в России компаний, которые приняли участие в опросе, сегодня используют решения IaaS для задач тестирования. Более 50% применяют эти решения для обеспечения базовой инфраструктуры основных систем бизнеса. Сохраняется также спрос на поддержку задач разработки (39%), которую многие представители российского крупного бизнеса продолжают развивать внутри.  

«Чаще по облачной модели используют решения CRM (33%), а также системы электронного документооборота (28%) и бухгалтерские системы (26%). Именно эти сегменты SaaS в России демонстрируют наиболее развитое предложение, достаточную простоту и легкость миграции», – сообщается в исследовании CNews Analytics.

Мы спросили у представителей российских компаний из разных отраслей, какие сервисы и процессы они переводят в облака.

Например, розничная сеть по продаже бытовой техники и электроники «М.Видео» пользуется облачными технологиями для теста новых решений, пилотных проектов и стартапов. «Мы используем облака для сред тестирования и разработки», – подтвердил Сергей Сергеев, директор по информационным технологиям «М.Видео».

Другой крупный отечественный ритейлер – X5 Retail Group, интегрировал облачные сервисы в свою ИТ-инфраструктуру. Об этом опыте рассказала Вера Савенко, директор по ИТ-инфраструктуре компании. «Исторически X5 Retail Group использует разные виды облачных сервисов. Еще с начала 2010-х годов у компании были частные облака. Также Х5 одной из первых начала пользоваться новыми облачными сервисами крупных провайдеров. Сегодня мы используем гибридную инфраструктуру. Мы эксплуатируем несколько собственных дата-центров, внутренние облака и ряд сервисов по подписке – как частных, так и публичных.

Технически подключение многих компаний на практике происходит быстро – не более чем за месяц. Основная доля времени уходит на организацию защищенного канала связи между инфраструктурой клиента и инфраструктурой облачного провайдера.

Полное время выбора и подключения услуги зависит от процедур каждой отдельной компании. Сюда относятся тендерные процедуры на выбор поставщика услуг, технические процедуры тестирования качества услуги, требования ИБ компании в зависимости от типа данных, которые размещают в облаке.

При этом основное время с момента выбора поставщика услуг занимает подготовка к переходу со старой ИТ-инфраструктуры и проработка правильного решения для информационной безопасности».

Розничная торговая сеть «Да!» внедрила облачную систему автоматизации бизнес-процессов. О нюансах переноса в облака системы, которая выступает важным условием эффективности компании, рассказал Никита Соловьев, директор по информационным технологиям «Да!».  

«Мы начали операционную деятельность в конце 2015 года с открытия РЦ и 15 магазинов. На тот момент сложно было оценить потребности в необходимом “железе”. Также не хотелось на старте вкладываться в дорогостоящие высококвалифицированные кадры, которые отстроили бы нам ИТ-инфраструктуру с нуля. Поэтому с самого начала мы решили активно использовать облачные технологии. Для таких базовых сервисов, как почта, service desk, система электронного документооборота, мы используем SaaS-сервисы. Для софта, который требует активную кастомизацию, – например, ERP, мы используем виртуальную инфраструктуру IaaS».   

В «Росгосстрахе» в 2017 году автоматизировали процессы бюджетирования при помощи публичного облачного сервиса. О первых «шагах в облака» и дальнейших планах компании рассказал Евгений Ильин, заместитель финансового директора организации. «В связи со спецификой бизнеса и большим количеством чувствительной информации мы только начинаем применять облачные технологии. Сейчас мы держим в облаках бюджетирование и сайт компании. Облачное бюджетирование у нас уже почти год, внедрение заняло около 5 месяцев. При этом мы намерены наращивать использование облачных технологий в тех сферах, где это наиболее эффективно».

Некоторые компании используют облачный ЦОД. Такой подход позволяет значительно уменьшить капитальные затраты, минимизировать риски, которые связаны со стоимостью ИТ-инфраструктуры и ее обслуживания. Планами своей компании поделился Дмитрий Черногаев, начальник отдела информационных технологий ГК «Русская кожа». «В ближайший месяц мы переводим часть сервисов в облачный ЦОД, – отметил Дмитрий. – Сейчас идет конкурс по его выбору».

Дмитрий Цыганков, ИТ-директор строительной компании «А101», подробно рассказал о развитии электронной торговой площадки в облаке.

«Электронная торговая площадка – не первый наш сервис, который мы перевели в облако, но один из самых успешных. От момента принятия решения о создании площадки до появления работоспособного сервиса прошло около полугода.

Еще через полгода сервис стал неотъемлемой частью нашего ИТ-ландшафта.

Качественное проведение тендерных процедур – одна из ключевых компетенций современного застройщика, которая влияет не только на себестоимость продукта, но также на сроки и качество выполнения строительных работ.

Один из критериев качества процедуры – количество ее участников. Мы гордимся тем, что на площадке проходят процессы, в которых единоразово принимают участие до 40 уникальных контрагентов.

Чтобы наши партнеры приходили к нам, а главное – возвращались снова и снова, мы создали для них простое, доступное и быстродействующее решение. На сегодняшний день мы активно развиваем нашу электронную торговую площадку в облаке. У нас есть еще множество интересных идей, которые мы планируем реализовать. Будем наполнять сервис новыми функциями и делать его еще удобнее».

Сегодня российские компании доверяют облакам ряд сервисов и процессов. Например, облачные технологии используют для тестирования новых проектов, для системы автоматизации бизнес-процессов или бюджетирования. Можно интегрировать облачные сервисы в свою ИТ-инфраструктуру, создать облачный ЦОД или электронную торговую площадку в облаке. В условиях быстрого развития цифровой экономики облака помогают компаниям выходить на принципиально новый уровень ведения бизнеса.

Какие преимущества дают компаниям облачные технологии?

Оптимизация капитальных расходов, возможность сосредоточиться на решении актуальных задач, а не на управлении и обслуживании ИТ-инфраструктуры, эффективное принятие решений – вот основные преимущества перехода в облака. А использование самоуправляемых продуктов уменьшает число рутинных операций и минимизирует риск человеческих ошибок.  

Более половины респондентов CNews Analytics видят главное преимущество облачных сервисов в возможности более быстрого запуска и выведения на рынок новых продуктов.

«Один из главных плюсов облака – возможность быстро подключать к ИТ-сервисам новые подразделения, например, магазины, – подчеркнула Вера Савенко. – В 2018 году Х5 каждый день открывала в среднем шесть магазинов, поэтому без облачных сервисов развитие торговых сетей было бы сложнее.

Еще одно преимущество – свобода в тестировании новых подходов к обработке данных. Если завтра кто-то из руководителей найдет перспективный вид отчетности о продажах, который потребует обрабатывать терабайт данных в реальном времени, то мы в Х5 сможем быстро предложить решение с облачным сценарием».

Такой положительный фактор, как ускорение рабочих процессов с помощью облаков, отметил и Никита Соловьев: «Конкретно нашей компании облачные технологии помогли быстро запустить бизнес с применением качественных, надежных ИТ-сервисов. Их построение на своей инфраструктуре заняло бы гораздо больше времени».

Евгений Ильин также считает, что скорость – один из основных плюсов облаков: «Очевидные и самые важные преимущества заключаются в скорости развертывания приложений, в быстром старте, а также гибкости и доступности ресурсов в облаке. Немаловажно и то, что обновлениями программного обеспечения занимается компания-поставщик SaaS, что дает нам бесшовный переход на новую версию и возможность всегда пользоваться самыми новыми и передовыми возможностями ПО».

Дмитрий Цыганков, как и предыдущий респондент, отметил доступность ресурсов в качестве одного из главных преимуществ облаков: «Размещение в облаке решило проблемы надежности и доступности. 365 дней в году 24/7 наша площадка доступна нашим партнерам для работы онлайн».

Еще почти половина опрошенных CNews Analytics отмечают миграцию в облако как фактор сокращения затрат на ИТ. Около четверти выделили использование облаков как возможность высвобождения финансовых ресурсов на разработку и внедрение инноваций.

«Очевидно, что облака также позволяют компаниям нести меньше расходов на ИТ-инфраструктуру и штат ИТ-специалистов», – отметила Вера Савенко.

Никита Соловьев подчеркнул, что «отсутствие больших инвестиций на этапе, когда по многим вопросам была высокая степень неопределенности, было большим подспорьем».

«Плюсы облачных технологий – скорость разворачивания, гибкость в управлении мощностями, эффективность в затратах», – подытожил Сергей Сергеев.

Таким образом, большинство респондентов отмечает ускорение работы компании по ряду направлений как основное преимущество облаков. Также многие подчеркивают, что облачные технологии помогают экономить на ИТ-инфраструктуре и персонале. Помимо этого, облака минимизируют риск человеческих ошибок, предоставляют большую свободу в тестировании новых подходов к обработке данных, а также помогают решить задачи масштабируемости, гибкости и доступности.

В чем сложности внедрения облаков?

В каждой компании у облачной трансформации будут не только преимущества, но и свои «подводные камни». Например, если организация давно отладила процессы и использует, как правило, дорогостоящую физическую инфраструктуру для их реализации, уход в облако вызовет проблемы. Они могут быть как финансовые, так и управленческие.

Как обстоят дела с отношением российских компаний к вызовам облачных технологий? Согласно исследованию CNews Analytics, в России основными барьерами использования облаков для 79% опрошенных остаются риски утечки данных. «Высокая чувствительность к утрате контроля за своими ресурсами по-прежнему превалирует в российском бизнесе, хотя и снижается в последнее время», – объясняют эксперты CNews Analytics.  

Эту проблему отметил Евгений Ильин: «Переход в облако с новым приложением, которого раньше не существовало в компании, on-premises (подход, предполагающий установку и управление программным обеспечением локально, то есть внутри организации), почти не имеет сложностей. Однако есть серьезные вопросы, которые необходимо решить перед переходом. В частности, это задачи информационной безопасности и защиты данных. Мы их решили путем выстраивания комплекса адекватной защиты вместе с подразделениями, которые отвечают за информационную безопасность. Также мы справляемся с этими задачами благодаря контролю характера данных, допущенных к облачному хранению».

Около половины респондентов CNews Analytics считают сдерживающим фактором высокую стоимость услуги. Это происходит в значительной мере потому, что модели оценки бизнес-кейсов миграции, которые используют в компаниях, разнообразны и не всегда корректны. В этой связи на рынке востребованы облачный консалтинг и решения интеграторов «под ключ».

Около трети респондентов ссылаются на ограничения или требования регулятора, которые не позволяют активно мигрировать в облака. В первую очередь об этом говорят представители финансового и промышленного секторов.

Также представители российских компаний отмечают трудности интеграции при переходе в облака. Об этом рассказали Сергей Сергеев и Никита Соловьев.

«Мы столкнулись с такими сложностями, как интеграция собственных решений с системами облачного провайдера, а также с адаптацией специфических настроек», – отметил Сергей Сергеев.

«Мы стартовали с практически 100% облачной архитектуры. Сейчас у нас уже около 80 магазинов, мы продолжаем расти, – подчеркнул Никита Соловьев. – И у нас на первый план выходят вопросы, связанные с производительностью наших систем. К сожалению, не для всех приложений виртуальная облачная среда подходит при постоянных высоких нагрузках. Вся прелесть облачных технологий проявляется в микросервисных приложениях, которые изначально спроектировали для возможности применения горизонтального масштабирования. Когда же речь идет о монолитных ERP-решениях, построенных на классических реляционных базах данных, прослойка виртуализации особой пользы не приносит. И даже наоборот – добавляет дополнительный слой, который требует тонкого тюнинга для корректной работы высокопроизводительных систем. Поэтому сейчас мы переходим к использованию гибридных решений. В них есть в том числе и физические серверы для высоконагруженных сервисов, которые изначально не предназначены для использования в облачной среде».   

Также компании часто сталкиваются с недоверием пользователей к сервису. Дмитрий Цыганков рассказал, как в его компании решили эту проблему: «У нас не было значительных технических сложностей. Но нам пришлось прилагать много усилий, чтобы завоевать доверие аудитории. Его легко потерять, но сложно заслужить.

Несколько месяцев мы активно вовлекали наших подрядчиков в работу на площадке, рассказывали о том, как она устроена, чем превосходит существующие аналоги, убеждали их опробовать ее.

Пользователя можно уговорить зайти однократно ознакомиться, но чтобы он вернулся на площадку снова, ему нужно ей доверять. Он должен быть уверен в безопасности, честности организации проведения, в открытости критериев выбора, в том, что все играют по единым правилам.

Нам удалось заслужить доверие, и мы этим дорожим. Кратный рост количества пользователей, который мы наблюдаем, – лучшее тому свидетельство».

Так, внедрение облачных технологий дает компаниям ускорение множества процессов, экономию на ИТ-инфраструктуре, масштабируемость и гибкость. Но успешно перейти в облака можно лишь справившись с рядом вызовов. Например, чтобы обезопасить себя от утечки информации, имеет смысл выстроить комплекс надежной защиты и определить, какие данные можно хранить в облаке. Или чтобы максимально «безболезненно» интегрировать системы компании с решениями облачного провайдера, можно использовать гибридные системы. С развитием облачных технологий появятся и новые подходы, которые помогут решить задачи внедрения и использования облаков.  

Узнать больше о важных тенденциях цифровой трансформации компаний вы сможете на Третьей конференции «Цифровое предприятие», которая пройдет 28-29 марта 2019 года.

Алиса Попова


Комментарии

Защита от автоматических сообщений