• Сегодня 19 апреля 2024
  • USD ЦБ 94.09 руб
  • EUR ЦБ 100.53 руб
Нота модус - Автоматизация бизнес-процессов

Перемены в настроениях современной молодежи

02.09.2019

В 2019 году консалтинговая компания Deloitte провела опрос, в котором приняли участие 13416 представителей поколения Y из 42 стран, а также 3009 представителей поколения Z из 10 стран. В этом году команда Deloitte расширила круг респондентов поколения Y. Таким образом, среди опрошенных оказались люди без высшего образования и те, которые не работают на условиях полной занятости. В число респондентов поколения Z вошли студенты, те, кто работает на условиях частичной занятости, а также фрилансеры и безработные. В России в опросе поучаствовал 301 респондент поколения третьего тысячелетия.

Как отмечают в Deloitte, поскольку ответы представителей двух поколений оказались похожими, в отчете особое внимание уделяют результатам опроса поколения Y. Ответы представителей поколения Z приводят, если результаты значительно разнятся.

Консалтинговая компания отобрала одинаковое количество мужчин и женщин, 58% из которых имеют детей. У большинства из них (60%) есть диплом о высшем образовании, 16% еще получают профессиональную квалификацию, 14% учатся в университете, а 10% имеют на руках сертификат об окончании среднего полного общего образования.

77% респондентов работают на условиях полной или частичной занятости, 8% – удаленно, 4% учатся очно, а 10% опрошенных находятся без работы. Большинство участников опроса (41%) оказались руководителями среднего звена. Среди руководства высшего звена – 22% опрошенных. Еще 14% на момент исследования занимали должность младшего руководителя, 17% – руководителя департамента или подразделения. Всего 6% респондентов-представителей поколений Y и Z входят в совет директоров компании или являются представителями высшего руководства.

Более половины опрошенных (55%) работают в частных компаниях, а в государственных структурах – 24%. 12% заявили, что работают в зарегистрированных и публичных компаниях, а меньшинство (10%) – сотрудники некоммерческих и благотворительных организаций. 27% респондентов отметили, что штат сотрудников на их месте работы насчитывает от 10 до 99 человек. 20% работают в организации с количеством сотрудников от 250 до 999 человек; 18% – в компаниях, в которых штат превышает тысячу работников.17% – сотрудники небольших предприятий со штатом до 9 человек, а 13% – от 100 до 249.

Смена приоритетов

По итогам исследования, лишь 18% участников опроса в России и 29% в мире полностью удовлетворены текущим уровнем жизни.


Согласно опросу в России, респонденты отдают предпочтение новому опыту и новым ощущениям. Так, на первом месте для них стоят путешествия. 70% опрошенных ставят перед собой цель увидеть мир, а 80% считают, что данная цель достижима. В мире так думают 57% и 71% соответственно.

На втором месте стоит желание разбогатеть. Такую цель перед собой видят 66% респондентов в России и 52% в мире, а 61% и 60% считают ее достижимой. На третьем месте – цель купить жилье, которую ставят перед собой 53% россиян и 49% опрошенных в мире. Достижимой она является для 75% и 74% респондентов соответственно. На семью и детей настроены 48% в России и 39% в мире. 87% опрошенных России и 83% в мире считают эту цель достижимой. Замыкает топ-5 целей представителей третьего тысячелетия – стремление открыть собственный бизнес. Среди опрошенных в России к этому стремится 41%, а 76% отметили достижимость цели. В мире процент опрошенных с подобным мнением ниже – 38% и 73% соответственно.

Взгляд на мир

38% миллениалов обеспокоены уровнем коррупции в политике и бизнесе, а 36% – проблемой расслоения общества по уровню дохода. 30% респондентов волнуют политическая нестабильность и войны, 26% – проблемы в сфере охраны здоровья. Четверть опрошенных отметили, что обеспокоены проблемой терроризма в мире.

27% респондентов-миллениалов в России так же, как и в мире, полагают, что высшие учебные заведения, а также научные и исследовательские организации располагают всеми возможностями для решения актуальных мировых проблем. 22% опрошенных в России и 29% в мире считают, что такие возможности есть у правительства. По мнению 20% респондентов в России и стольких же в мире, данные проблемы могут решить компании. Потенциал благотворительных и неправительственных организаций оценили 14% участников опроса в России и 13% в мире.

Согласно экономическому, социальному и политическому прогнозам в прошлом году, 20% респондентов в России были уверены, что ситуация в стране улучшится в течение года. В этом году результаты изменились: по данным экономического прогноза сейчас в улучшение верят 11%, а согласно социальному и политическому прогнозам – всего 10%. По данным исследования 2019 года, в мире процент выше: согласно экономическому прогнозу – 26%, а по социальному и политическому – 22%.

Специалисты Deloitte также выяснили: 52% респондентов-миллениалов в России уверены, что на сегодняшний день существуют все возможности для построения карьеры. В мире в этом уверены 60% опрошенных.

Как показал опрос, на первое место среди групп людей и организаций, которые положительно влияют на развитие и считаются надежными источниками информации, миллениалы как в России, так и в мире поставили руководителей НПО и некоммерческих организаций. На второе место опрошенные в России поставили бизнес-лидеров, в то время как респонденты в мире не включили их в список вовсе. Третье место в России заняли социальные сети (второе место в мире). Российские миллениалы одинаково оценили надежность и позитивное влияние духовных лидеров и традиционные СМИ, в то время как в мире процент опрошенных, которые оценили положительное влияние и надежность СМИ, оказался выше процента верящих в надежность духовных лидеров. На последнее место респонденты поставили политических лидеров.

Отношение к бизнесу

В опросе 2018 года 54% миллениалов в России и 61% в мире согласились, что компании положительно воздействуют на общество, в то время как в этом году статистика изменилась – сейчас так считают 45% и 55% опрошенных соответственно.

Процент тех, кто, наоборот, считает, что компании не учитывают потребности общества, выше. С прошлого года данные опроса в России не поменялись (85%), а количество респондентов в мире с аналогичным мнением выросло на 1% до 76%.


Влияние «четвертой промышленной революции»

Согласно опросу в России, 39% респондентов, которые работают на условиях полной или частичной занятости, а также 25% безработных и тех, кто находится на неоплачиваемой работе, считают, что Индустрия 4.0 осложнит процесс поиска работы в будущем. Наличие необходимых компетенций для работы в данный период отмечают у себя 83% и 68% участников опроса в России соответственно.

В мире ситуация обстоит по-иному. О предстоящих сложностях в поиске работы в эпоху «четвертой промышленной революции» рассказали 46% работающих на условиях полной или частичной занятости и 45% безработных и сотрудников, которые работают безвозмездно. 81% и 65% соответственно считают, что обладают достаточными умениями для работы в условиях Индустрии 4.0.


Перемены в настроениях и действиях

Как показало исследование, 57% респондентов-миллениалов планируют поменять место работы в течение следующей пары лет. 23% не собирались искать новую работу еще минимум 5 лет. В прошлогоднем исследовании о готовности уйти с текущего места работы рассказали 64%, а 23% планировали остаться минимум на 5 лет.

Согласно опросу Deloitte в мире, 49% покинут настоящее место работы в течение двух лет, а 28% останутся у текущего работодателя более пяти лет.

95% миллениалов, которые поучаствовали в исследовании в России, рассказали о желании присоединиться к экономике свободного заработка. В мире такое желание изъявили 84% опрошенных.

Кроме этого, специалисты Deloitte выяснили, что 33% миллениалов в России расширили свои отношения с компаниями из-за положительного влияния их продукции на окружающую среду и общество. А 22% опрошенных, наоборот, ограничили или прекратили отношения с брендами из-за отрицательного воздействия их услуг или продуктов. В мире статистика исследования отличается: 42% и 38% соответственно.

Отношение к социальным сетям

59% опрошенных в России и 64% в мире отметили, что они почувствуют себя более здоровыми, если станут меньше времени проводить в социальных сетях, а 47% в России и 60% в мире – более счастливыми.

Специалисты Deloitte также выяснили, что 33% респондентов-миллениалов в России (в мире – 44%) беспокоятся, если не могут зайти в соцсеть и проверить обновления. Важно отметить, что только 39% участников исследования в России согласны, что социальные сети приносят им больше вреда, чем пользы, а 23% хотели бы удалиться из всех соцсетей. В мире так считают 55% и 41% соответственно.

Согласно исследованию, 58% опрошенных в России и 54% в мире полагают, что правительство страны и другие регулирующие органы обязаны прилагать усилия для повышения уровня кибербезопасности и защиты данных. На технологические компании такую ответственность возлагают 55% респондентов в России (49% в мире). 47% участников исследования как в России, так и в мире, считают, что об этом должны беспокоиться компании, которые продают услуги и товары. По мнению 35% респондентов-миллениалов в России и 52% в мире, защитой данных и онлайн-безопасностью должны плотнее заняться социальные сети. Меньшинство опрошенных (24% в России и 40% в мире) полагают, что физические лица должны самостоятельно прилагать усилия в данной области.

MillZ Mood Monitor

В исследовании специалисты Deloitte также оценивали индекс настроения респондентов-миллениалов. Баллы выставлялись по ответам на пять вопросов, которые касались экономической, социальной и политической ситуации, финансового положения респондента, окружающей среды, а также влияния бизнеса на общество в целом. Участники опроса выставляли от нуля до ста баллов, где ноль означал, что нет ничего положительного, 50 баллов – присутствует положительная динамика, а 100 баллов поставили опрошенные, которых все устраивало.


По словам специалистов консалтингового агентства, данный опрос помогает сравнивать как ежегодные показатели индекса настроения в обществе, так и настроение демографических и региональных групп.

Опрос показал, что респонденты из развивающихся стран набрали наибольшее количество баллов и показали наивысший показатель индекса настроения, а в развитых странах – 32 балла.

По сравнению с опрошенными в мире, которые набрали 39 баллов, респонденты-миллениалы из России получили всего 25 баллов и продемонстрировали самый низкий показатель индекса настроения.

Узнать больше о правильном подходе к подбору сотрудников-представителей поколения третьего тысячелетия вы сможете на Двадцать четвертой конференции «Общие центры обслуживания: фокус на управление персоналом», которая пройдет 13-15 ноября 2019 года в Москве.


Комментарии

Защита от автоматических сообщений