• Сегодня 25 апреля 2024
  • USD ЦБ 92.51 руб
  • EUR ЦБ 98.91 руб
Вторая конференция «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития»

Как меняется покупатель? 5 ролей, которые покупатели «примерят» в этом десятилетии

06.02.2020

Авторы исследования PSFK & Cisco Consumer 2020 представили пять аватаров современного покупателя. В каждом сценарии покупатель – активный участник рынка, к мнению, оценке, желаниям и антипатиям которого нельзя не прислушиваться.

Современные покупатели получили доступ к инновационным технологиям и сервисам. Как это влияет на их роль и поведение? Каким образом брендам привлекать и удерживать клиентов в новых обстоятельствах?

Эксперты приложения «Кошелек» нашли ответы на эти вопросы в отчете Consumer 2020.

Как изменилось поведение потребителей

Современные покупатели проводят перед экраном около 10 часов в день – и эта цифра продолжает расти. Покупатели постепенно забирают у маркетологов контроль над вовлечением в коммуникацию с брендом и собственными впечатлениями. Это влияет на отношение клиентов к брендам: они спокойно переживут исчезновение 3 из 4 марок, которыми пользуются.

Меняется и процесс потребления информации, в том числе о брендах. Лишь 1 из 10 лидеров мнений среди клиентов от 16 до 22 лет представляет традиционные медиаканалы – радио, ТВ, кино. Поколение Z ищет и находит кумиров на диджитал-площадках – Instagram, YouTube, TikTok.

Цифровые технологии и соцсети нравятся не только младшему поколению: к примеру, 60% потребителей всех возрастов регулярно используют смартфоны или планшеты в повседневной жизни. Повальная цифровизация превращает покупателей в создателей контента: по оценкам экспертов, объемы UGC вскоре превзойдут число материалов, созданных брендами.

Чтобы не растерять доверие клиентов, брендам необходимо подстраиваться под их меняющееся поведение: тщательнее анализировать предпочтения, создавать необычный контент, тестировать новые каналы коммуникации и собирать обратную связь.

Пять аватаров потребителя будущего

Следует признать, что и сама концепция «потребитель» изменилась. Теперь покупателя и его роль определяет не его взаимодействие с брендами, продуктами и сервисами, а их кастомизация под свои нужды и интересы с помощью технологических новшеств.

Покупатели уже взяли на себя некоторые задачи брендов, и роль последних – не игнорировать перемены в покупательском поведении, а предоставить клиентам больше свободы и самостоятельности.

В исследовании Consumer 2020 эксперты выделяют пять ролей, которые покупатели «примерят» в этом десятилетии.

1.      Покупатель = Платформа

Современные покупатели владеют большим количеством информации, позволяющей им принять взвешенное решение о покупке товара, и они готовы делиться данными о себе ради гиперперсонализированных предложений и качественного клиентского сервиса.

Задача брендов – научиться влиять на выбор клиентов, анализируя всю доступную информацию и преобразуя разрозненные данные в инсайты об аудитории, а также о ее привычках и поведении.

«53% покупателей, которые делятся с брендами личными данными, ожидают получить взамен гиперперсонализированные предложения, максимально удовлетворяющие их интересы», – Bazaarvoice.

Кейс Farfetch

Онлайн-маркетплейс люксовых товаров Farfetch представил технологию онлайн-мониторинга поведения покупателей для физических магазинов брендов-партнеров.

Система распознает клиента на входе по универсальному логину. Все его дальнейшие действия фиксируются и сохраняются в клиентском профиле. К примеру, перемещения по магазину и предпочтения: фасоны, цвета, размеры. Вещи, которые посетители рассматривали дольше других или сняли с вешалки, отправляются в онлайн-вишлист.

Консультанты имеют доступ к профилю покупателя: зная его предпочтения, они могут рекомендовать максимально интересные товары. Примерочные оснащены AR-зеркалами: на них отображается дополнительная информация о товарах, которые клиент решил примерить.

Farfetch планирует использовать собранные в магазинах данные, в том числе, для улучшения системы рекомендаций в онлайн-магазине.

Ключевые технологии: носимые устройства, ИИ-ассистенты, системы риалтайм-мониторинга данных.

2.      Покупатель = Cтудия

Ускорение логистики и поставок превращает обычных клиентов в соавторов товаров и услуг. И многие бренды уже признали новую роль покупателей, запустив сервисы кастомизации и предложив клиентам адаптировать продукт под свой вкус.

«Покупатели, использующие сервисы кастомизации, лояльнее относятся к бренду. Они чаще заходят в интернет-магазин, проводят там больше времени и в целом активнее взаимодействуют с ритейлером», – Bain & Company.

Кейс Adidas

Подошвы кроссовок Adidas Futurecraft 4D производят на 3D-принтере, исходя из физических данных покупателя и целей, которые он преследует, покупая обувь. Пожелания клиент указывает при оформлении заказа. Производство таких кастомизированных кроссовок происходит даже быстрее, чем производство пары из обычной линейки – 20 минут вместо 90.

Проект находится в бета-тестировании и пока доступен не всем клиентам. В 2020 году Adidas планирует продать еще 100 тысяч пар Futurecraft 4D.

Ключевые технологии: технологии быстрого прототипирования и интерактивного проектирования, роботизация, интернет вещей.

3.      Покупатель = Магазин

Мобильные технологии и носимые устройства упростили процесс покупки и свели его к одному касанию платежного терминала смартфоном или другим гаджетом.

Задача брендов – предоставить клиентам выбор в сфере платежей, запустив инновационные решения, и обеспечить безопасность как транзакций, так и личных данных клиентов.

Кейс Amazon

В магазинах Amazon Go покупатели не стоят в очереди на оплату и даже не пробивают товары вручную на кассе самообслуживания. Магазины оборудованы сенсорами, которые максимально упрощают процесс покупки. Клиенты просто кладут нужные товары в корзину, а на выходе с их Amazon-аккаунта автоматически списывается сумма покупки.

Ключевые технологии: мобильные платежи, носимые устройства с технологией бесконтактной оплаты, повсеместный доступ в интернет.

4.      Покупатель = CEO

Каналы цифровой коммуникации дают клиентам возможность хвалить и критиковать бренды, оставлять обратную связь о товарах и услугах – и тем самым влиять на их имидж.

В этих условиях компаниям важно быть гибкими, выстраивать доверительные отношения с покупателями и реагировать на их отзывы. И правильно их воспринимать: негативный фидбэк – бесплатный аудит, который компания получает непосредственно от целевой аудитории, заинтересованной в продукте.

Кейс Volition

Производитель косметики Volition запустил на сайте форму для сбора идей. Клиенты предлагают собственные варианты продуктов, вписывающиеся в концепцию марки, и голосуют за идеи других покупателей. Если идея получает позитивные отзывы от сообщества и высокую оценку экспертного жюри, химики бренда воплощают ее в жизнь – при непосредственном участии предложившего идею клиента, который получает гонорар.

Ключевые технологии: системы сбора обратной связи и мониторинга, таргетированные коммуникации.

5.      Покупатель = медиа

В последнее время создателями контента о брендах все чаще становятся не компании, а сами клиенты.

Задача маркетологов – научиться предсказывать и направлять этот процесс и по возможности влиять на него.

«UGC на 35% лучше запоминается и заслуживает в 2 раза больше доверия», – Ipsos Mediact.

Кейс NYX Cosmetics

Косметическая марка NYX Cosmetics интегрировала UGC в свою маркетинговую стратегию. Бренд ищет в соцсетях фотографии пользователей под фирменным хэштегом и загружает их на сайт с указанием продуктов, которые были использованы в макияже. Выбирая косметику, покупательница может оценить ее «в деле» – но не на профессиональной модели, а на такой же клиентке, как и она сама.

NYX Cosmetics применяют созданный клиентами контент не только в онлайне. Офлайн-магазины марки оборудованы диджитал-экранами, на которые транслируется UGC – в основном это фотографии макияжа, выполненного косметикой марки.

Ключевые технологии: соцсети, стриминг-сервисы, диджитал-экраны.

Как завоевать доверие потребителей в 2020 году: советы PSFK и Cisco

Исходя из новых моделей клиентского поведения, можно выделить и основные сценарии взаимодействия с покупателями новой формации. Они уже не просто потребители, – они полноценные участники бизнес экосистемы.

  • Инвестируйте в долгосрочные отношения с клиентами: осознанно продумывайте систему вознаграждений и постоянно улучшайте качество клиентского сервиса.
  • Собирайте информацию во всех точках коммуникации с клиентами и анализируйте ее, чтобы предоставить клиентам высокий уровень персонализации.
  • Запустите процесс сбора обратной связи от клиентов и учитывайте отзывы при разработке товаров и услуг.
  • Применяйте UGC и мотивируйте клиентов самостоятельно создавать контент.
  • Упрощайте процесс покупки для клиентов – в том числе предоставляйте инновационные платежные решения.

Источник: NEW-RETAIL.RU


Комментарии

Защита от автоматических сообщений