• Сегодня 25 апреля 2024
  • USD ЦБ 92.51 руб
  • EUR ЦБ 98.91 руб
Вторая конференция «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития»

Лидерство на расстоянии: 5 уроков для создания успешной виртуальной команды

27.04.2020

По мере развития кризиса, вызванного COVID-19, «социальное дистанцирование» становится новой нормой. Удаленная работа станет популярнее в будущем. В этом контексте лидеры должны осваивать виртуальные рабочие среды, чтобы удаленные члены команды работали согласованно, вовлеченно и ответственно. В эти неопределенные времена лидерские качества востребованы как никогда.

Необходимость руководить виртуальной командой или «географически разбросанными» сотрудниками может стать настоящим вызовом. В ходе нашего обширного исследования мы выяснили, что более 25% виртуальных команд выполняют свою работу не полностью, а 33% команд считают своих виртуальных лидеров неэффективными. Ситуация осложняется для многих лидеров еще и тем, что дистанционные сотрудники редко общаются лицом к лицу; приоритетные задачи постоянно меняются; и нет времени для удовлетворения индивидуальных потребностей всех сотрудников.

Виртуальное лидерство не перестает быть лидерством. Умение остаться лидером в любых условиях – верный залог успеха и долгосрочной устойчивости компании, и так было еще до возникновения пандемического кризиса. Эффективные лидеры – это люди влияния, которые работают через сотрудников, команды и организации, и развивают самосознание, эмпатию, самокритичность, ловкость и устойчивость, хотя некоторые требования к виртуальному лидеру отличаются от требований к нему в обычных условиях.

Наше исследование показывает, что отличает высокопроизводительные виртуальные команды и наиболее эффективных виртуальных лидеров. Результаты наших глобальных исследований подчеркивают, что эффективное лидерство возможно и в виртуальной среде. Вот пять уроков, которые мы извлекли из нашей работы с успешными виртуальными лидерами.

1. Нет доверия – нет команды

Доверие – решающий фактор для эффективного сотрудничества в любой команде. Виртуальные команды сталкиваются с уникальным вызовом: им легче развить доверие на уровне задач, чем на межличностном уровне. Вследствие этого при удаленной работе часто требуется больше времени для создания доверия внутри команды. Эффективные виртуальные лидеры ищут новые способы, чтобы вселить командный дух и доверие в своих сотрудников. Это, в свою очередь, может способствовать развитию коммуникации между сотрудниками. Наше исследование показало, какие практические шаги помогут выстроить доверие внутри виртуальной команды:

  • в начале формирования команды или перехода к виртуальной среде сосредоточьтесь на создании взаимопонимания, организовав несколько виртуальных встреч и создав атмосферу достижения общей цели;

  • используйте методы и техники поощрения открытого и честного общения во время виртуальных встреч;

  • предоставьте людям возможность принимать решения, а затем работать над ними;

  • находите способы помочь людям взаимодействовать вне работы команды, то есть неформально.

2. Создание среды с высоким уровнем взаимодействия

Программное обеспечение для совместной работы и платформы для проведения видеоконференций позволяют сотрудникам регулярно общаться друг с другом, помогая создать среду с высоким уровнем взаимодействия. Благодаря этому члены команды могут выстраивать личные отношения, хотя коммуникационные технологии и не смогут в полной мере заменить живое общение. Членам команды может быть легче изолироваться и избегать социального взаимодействия, сосредоточившись исключительно на своей работе. Вот несколько советов, которые помогут виртуальным лидерам избежать подобной изолированности каждого из сотрудников:

  • создавайте виртуальные «кофе-чаты», в которых сотрудники могут общаться во время перерывов;

  • используйте видеоконференции вместо аудио для стимулирования участия сотрудников;

  • находите способы освещения достижений и вклада каждого члена команды;

  • объедините членов команды в пары или небольшие группы и периодически меняйте их местами, чтобы помочь сотрудникам выстраивать новые отношения, особенно с людьми из других отделов и регионов.

3. Проводите эффективные виртуальные встречи

В сложившихся обстоятельствах виртуальные встречи – отличное решение, чтобы объединять людей для достижения общих целей. Тем не менее, многие сотрудники часто отвлекаются от видеовстреч и параллельно занимаются другими задачами. Что могут сделать лидеры, чтобы повысить качество виртуальных собраний?

  • выделяйте время для объединения людей в начале каждого собрания: используйте приемы вовлечения, чтобы заинтересовать сотрудников;

  • используйте технологии, чтобы оставаться на связи – соцсети, опросы и разные функции чата развивают эффективный диалог. Пишите краткие сообщения о следующей виртуальной встрече в общем чате;

  • исключайте ненужные собрания. Объясните членам команды необходимость проведения встречи и расскажите, чему она будет посвящена, чтобы все сотрудники были вовлечены;

  • проводите короткие интерактивные встречи и используйте электронную почту или другие коммуникационные инструменты для обмена информацией;

  • пусть роль посредника занимает по очереди каждый член команды.

4. Расширяйте полномочия и мотивируйте членов команды

От сотрудников, работающих удаленно, часто ожидают большей независимости. Поэтому очень важно делегировать работу и предоставлять членам команды свободу в принятии решений. Конечно, подотчетность по-прежнему остается важной составляющей работы виртуальных команд. Во многих случаях члены команды зависят друг от друга, поэтому лидеры должны содействовать открытому общению, чтобы обеспечить продуктивность каждого. Эффективные виртуальные лидеры выстраивают систему мониторинга прогресса, но избегают микроуправления. Вот несколько практических советов по расширению возможностей и мотивации людей в виртуальной среде:

  • звоните время от времени членам команды;

  • создайте небольшие группы людей, которые заинтересованы в конкретных темах, чтобы они могли работать и не зависеть от других;

  • обеспечивайте своевременную обратную связь или коучинг;

  • отмечайте успехи, устраивая виртуальные корпоративные вечеринки или командные обеды с помощью видеоконференцсвязи.

5. Развивайте гибкие навыки

Наше исследование показало, что виртуальные лидеры и команды работают лучше, когда они сознательно развивают навыки, как индивидуально, так и коллективно. Лидерство включает в себя гибкие навыки, поскольку лидеры должны работать над тем, чтобы поддерживать частые контакты между сотрудниками, вдохновлять людей на достижение целей и управлять конфликтами. Вот некоторые эффективные стратегии, которые компании могут использовать для укрепления умений своих виртуальных команд:

  • используйте систему оценок и индивидуальных планов развития, чтобы формировать виртуальных лидеров;

  • проводите виртуальные сессии построения команды, чтобы помочь людям общаться и узнавать друг друга;

  • постоянно оценивайте области, которые необходимо развивать, а затем «прокачивайте» навыки сотрудников, уделяя особое внимание конкретным сферам.

Узнать больше об управлении персоналом и его мотивации вы сможете на Двадцать пятой конференции «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей», которая пройдет 4-5 июня 2020 года.

Материал подготовлен на основе статьи Leading from a Distance: 5 Lessons for Successful Virtual Teaming Дарлин Дероса, кандидата наук, Spencer Stuart's Leadership Advisory Service.

Мария Кириченко


Комментарии

Защита от автоматических сообщений