Россияне пессимистично оценивают свои цифровые компетенции

16.02.2021

Половина работающих россиян убеждены, что обладают низким уровнем знаний и навыков в сфере информационных технологий и это мешает им получить высокооплачиваемую работу. Об этом сообщает аналитический центр НАФИ. Высоко свои цифровые компетенции склонны оценивать мужчины до 35 лет с высшим образованием.

По данным всероссийского мониторинга НАФИ, работающие граждане пессимистично оценивают свои цифровые компетенции. При этом только небольшая доля заявила, что хочет развить такие навыки. 51% респондентов сообщили, что характеризуют свой уровень цифровых знаний как низкий. 13% опрошенных оценили свои навыки и знания в этой сфере высоко.

«Самооценка уровня цифровых компетенций не всегда совпадает с их объективным уровнем: так, по результатам наших прошлогодних замеров, высокий уровень цифровой грамотности имеют 27% россиян. Эти результаты получены после прохождения респондентами комплексного тестирования на платформе "Цифровой гражданин". Отставание субъективной оценки знаний и навыков от объективной – следствие ускоренной цифровизации в период пандемии: людям пришлось взаимодействовать с организациями через цифровые каналы, кто-то перешел на удаленный режим работы», – говорит директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова.

Согласно результатам опроса, половина работающих уверены, что смогли бы перейти на более высокую, чем прежде, позицию или найти более привлекательную работу, если бы лучше узнали информационные технологии. Так считает 51% опрошенных, среди молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет эта доля выше – 59%.

Самооценка уровня цифровых компетенций зависит от возраста, образования и пола. Высокую оценку своих цифровых знаний и навыков склонна давать молодежь до 35 лет, люди с высшим образованием, а также мужчины.

«У многих россиян складывается впечатление, что они не успевают получать необходимые знания об информационных технологиях. Они опасаются потерять конкурентоспособность на рынке труда. Между тем представители молодого поколения, родившиеся в цифровую эпоху, также не обладают развитыми цифровыми навыками по умолчанию, им также нужно постоянно совершенствовать свои компетенции, – сказала Людмила Спиридонова. – Сравнительно небольшая доля россиян идет учиться, чтобы развивать свои цифровые компетенции».

По последним данным рекрутинговой компании HeadHunter, для топ-менеджмента навык работы за компьютером как обязательный выделяют 20% кадровиков. При этом уровень цифровых навыков находится на последнем месте по значимости. Так считают 13% опрошенных специалистов. Для руководителей подразделений владение ПК более значимо (навык отметили 29%), как и более глубокие цифровые навыки (18%). Для линейных руководителей эти показатели на уровне 32% и 14% соответственно.

«По мнению рекрутеров, для специалистов с нетехническим образованием навыки пользования ПК находятся по важности на третьем месте (50%), при этом они реально встречались у 39% респондентов, а углубленные цифровые навыки на предпоследнем (10%). Для специалистов сферы продаж оба навыка находятся на уровне 34% и 8%. Для специалистов с техническим образованием цифровые навыки находятся на втором месте по важности (49%), а владение ПК – на пятом (34%)», – рассказала руководитель службы исследований рекрутинговой компании HeadHunter Мария Игнатова.

Результаты другого исследования НАФИ показывают, что различия в уровне цифровой грамотности, а также в доле представителей, которые имеют продвинутый уровень ИТ-компетентности, между разными поколениями довольно велики. Однако набор компетенций, по которым получены самые низкие показатели, у россиян всех возрастов примерно одинаковый.

«Также схожи и наборы навыков, по которым получены наилучшие результаты среди представителей того или иного поколения. Такое совпадение может быть связано с несколькими факторами: функциональная однобокость использования цифровых технологий, отсутствие образовательных инициатив в сфере ИТ, которые могли бы расширить область знаний всех желающих, отсутствие интереса к данной теме и установки на саморазвитие», – сказала представитель НАФИ.

Наиболее «прокачанные» у молодых людей навыки связаны с коммуникативной грамотностью. Это использование современных гаджетов, соцсетей и инструментов для групповой работы. Недостаточную осведомленность представители поколения Z демонстрируют при ответах на вопросы, которые связаны с созданием и редактированием документов, настройками ПО, работой с государственными, финансовыми и платежными сервисами, электронной коммерцией. «Низкие показатели также получены по блокам вопросов, посвященных работе с информацией в режиме онлайн и оценке ее достоверности. Недостаточное внимание молодые люди уделяют защите персональных данных, а также влиянию цифровых устройств на физическое и психическое здоровье», – добавила Людмила Спиридонова.

По ее словам, чтобы доля россиян, которые пессимистично относятся к своим цифровым компетенциям, снизилась, бизнесу необходимо внедрять программы по обучению и развитию сотрудников. «Работодатели должны понимать, что без подготовленного персонала в компании невозможно будет провести цифровую трансформацию бизнеса, внедрить инновационные технологии и новое программное обеспечение», – уверена Людмила Спиридонова. По информации НАФИ, 37% россиян, которые принадлежат к поколению «зумеров» (24 года и младше), обладают продвинутым уровнем цифровой грамотности, в то время как среди россиян пожилого возраста этот показатель ниже в три раза – только 12% обладают продвинутым уровнем.

Источник: Comnews

Узнать больше об изменении корпоративной культуры в компании как ключевом факторе успешности цифровых преобразований вы сможете на Седьмом форуме «Цифровое предприятие», который пройдет 13-14 апреля 2021 года.


Наверх