• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями

«Лента» вступила в закупочный альянс с европейскими торговыми сетями

21.11.2017

Российская сеть «Лента» вошла в состав закупочного союза европейских ритейлеров European Marketing Distribution (EMD). Это позволит ритейлеру дешевле покупать товары за рубежом. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на заявление генерального директора «Ленты» Яна Дюннинга и управляющего директора EMD Филиппа Грайтерса. 

В EMD входят розничные сети и трейдинговые компании, среди них — британская Asda, шведская Axfood, французская Groupe Casino и немецкая Markant. Суммарный оборот членов EMD, по его данным, — более 216 млрд евро в год.

Альянс организовывает совместные закупки продовольственных и непродовольственных товаров для своих участников, добиваясь экономии за счет масштаба.

«Лента» станет акционером EMD, как и другие участники этого партнерства. У крупных участников, таких как Markant или Groupe Casino, по 12,8% EMD, у менее крупных – 3,2%. «Лента» получит 3,2% по номинальной стоимости. EMD занимается сервисными услугами для участников, всего в его штате 20 человек, поэтому инвестиции в организацию его работы довольно невелики.

«Лента» рассчитывает со вступлением в европейский альянс расширить ассортимент собственных марок за счет качественных и недорогих товаров от международных производителей. «Лента» получит доступ к международным тендерам EMD на поставки товаров под брендами ритейлеров: в основном это закупки продовольственных товаров в Европе – паста, шоколад, бисквиты, соки, мороженое и т. д. Пока неизвестно, как много «Лента» может покупать через альянс. Ритейлер сейчас оценивает возможности.

Крупные российские сети – конкуренты «Ленты» ранее не вступали в альянсы, подобные EMD, предпочитая развивать собственные закупки и прямой импорт. Однако помимо «Ленты» партнера по закупкам среди европейского ритейла с этого года нашла и X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). X5 тоже изучает потенциал сотрудничества с закупочными альянсами и не исключает участия в них.

В продажах импорта в ритейле основная доля приходится на фрукты и овощи, но их поставки из Европы запрещены. Другие крупные категории импорта – молочная продукция из Белоруссии и товары с длительным сроком годности (бакалея, кондитерские изделия, консервы и проч.) из европейских стран. Представитель «Ленты» не раскрыл, какая доля ее продаж приходится на импорт.

До сих пор для российских сетей наиболее эффективным был самостоятельный импорт.

Прямым импортом, в частности, занимаются «Магнит», X5 Retail Group, «Дикси». Основная цель – экономия. «Развитие собственного импорта – в первую очередь увеличение доли прямых поставок свежих овощей и фруктов – также будет способствовать минимизации логистических издержек», – сказано в отчете «Магнита» за прошлый год. «Дикси» также развивает закупки за рубежом, она не входит в закупочные союзы, ей достаточно собственных ресурсов для закупок.

Но вопрос не только в сокращении издержек, но и в качестве. Если этот процесс организован более эффективно, то к нему надо присоединиться – отчасти это заместит прямой импорт «Ленты».

Впрочем, между российскими и европейскими рынками есть весьма существенное различие. В России покупатели обращают большое внимание на цену продовольствия, тогда как в Европе конкуренция идет скорее за счет сервиса. Европейские закупочные союзы закупают немного другие товары по качеству. Разный уровень дохода потребителей и требования. Что касается непродовольственных товаров, то их можно с выгодой приобретать в Китае. Поэтому вступление в EMD будет скорее интересным экспериментом для «Ленты».

В России подобные альянсы запрещены законом о защите конкуренции. Любое соглашение об установлении цен, разделе рынка и т. д. признается картелем. Классический вариант подобных соглашений касается продажи товаров на одном рынке, но есть и вариант приобретения товаров на одном рынке. При соглашении двух и более российских ритейлеров о совместных закупках, отборе поставщиков и определении цен всегда есть риск, что это будет рассматриваться как картель, если только сделка не была предварительно согласована с антимонопольной службой.

Источник: FOODMARKETS.RU


Комментарии

Защита от автоматических сообщений