Новости ритейла: что ждет рынок в марте

03.03.2021

Первый весенний месяц будет богат на события для ритейла. Об изменениях, которые ждут компании розничной торговли, рассказал портал Retail-Loyalty.org.

Россияне смогут удалять персональные данные из общего доступа

С 1 марта действует закон, по которому граждане могут сами распоряжаться своими персональными данными, находящимися в открытом доступе.

Сегодня при регистрации на большинстве сайтов и в соцсетях пользователь «подписывает» специальное соглашение, предоставляя ресурсу (оператору данных) право собирать, обрабатывать и распространять персональные сведения.

Новый закон дает гражданам возможность выбирать, какими данными они готовы делиться, а какими – нет. Для этого, помимо общего пользовательского, вводится дополнительное соглашение. А операторы обязаны будут удалить личные данные по первому запросу их владельца.

Больше торговых точек обяжут принимать к оплате карты

С 1 марта увеличится перечень торговых точек, а также интернет-магазинов, которые будут обязаны принимать к оплате банковские карты.

Ежегодный уровень выручки, по достижении которого продавец должен принимать карты, снижается с 40 млн до 30 млн рублей. А с 1 июля он понизится до 20 млн рублей.

Закон устанавливает обязанность приема только «национальных платежных инструментов» (карт «Мир»), но фактически речь идет также и о картах Visa и Mastercard. 

Заморозка цен на сахар и масло подходит к концу

Срок действия соглашений о предельно допустимых ценах на сахар и подсолнечное масло истекает 31 марта. Именно эти продукты больше всего подорожали в 2020 году: цены на сахар подскочили на 64,54%, на подсолнечное масло – на 25,91%.

Соглашения были подписаны в декабре между Минпромторгом, Минсельхозом, крупнейшими производителями и торговыми сетями: сахар нельзя продавать в розничной торговле дороже 46 рублей за килограмм, подсолнечное масло – дороже 110 рублей за литр.

В Минэкономразвития неоднократно отмечали, что продлевать эти соглашения или фиксировать цены на другие продукты не планируется. Это была экстренная мера, позволяющая купировать проблему. Если продолжать фиксировать цены, это может привести к дефициту.

Появится реестр обязательных требований к бизнесу

Минцифры с 1 марта запланировало ввести в опытную эксплуатацию портал, где будут собраны и систематизированы все правила, которые должен соблюдать бизнес. Такой реестр запускается в рамках глобальной реформы контрольно-надзорной деятельности (в 2020 году был принят федеральный закон «Об обязательных требованиях в РФ»).

Реестр будет содержать требования к предпринимательской деятельности, сроки их действия, виды экономической деятельности организаций, которые обязаны соблюдать эти требования, документы, необходимые для подтверждения соответствия требованиям, меры ответственности за несоблюдение правил.

Необходимую информацию в систему будут вносить ведомства, которые занимаются госконтролем, а также предоставлением лицензий, разрешений, аккредитаций и т.д. Первыми сведения на портал добавят Роструд, Роспотребнадзор, Росаккредитация, МЧС и Минстрой.

Экспортная пошлина на пшеницу удваивается

С 1 марта экспортная пошлина на российскую пшеницу вырастет с 25 евро до 50 евро за тонну. Такую цену экспортеры должны заплатить, если вывозят пшеницу в рамках тарифной квоты. До 1 июля текущего года экспортировать можно 17,5 млн тонн зерна – пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы. Экспорт сверх этого объема будет облагаться пошлиной в размере 50% от таможенной стоимости, но не меньше 100 евро за тонну.

Заканчивается программа коронавирусной поддержки бизнеса

Программа поддержки бизнеса ФОТ 2.0 завершает свое действие с началом весны. Поэтому с 1 марта банки и микрофинансовые организации могут отказывать в предоставлении кредитных каникул заемщикам, которые столкнулись с падением доходов в пандемию. Финансовые организации возвращаются к назначению пеней и штрафов за просрочку кредита.

Конец маркировке воды

Также 1 марта закончился эксперимент по маркировке бутилированной воды, который стартовал 1 апреля 2020 года. Эксперимент распространялся на следующие виды воды: природная и искусственная минеральная, газированная, без сахара либо иных подслащивающих/вкусо-ароматических веществ.

Участники оборота участвовали в эксперименте на добровольной основе. Порядок его проведения назначили Минпромторг и Минсельхоз. По состоянию на середину января правительство РФ не включило бутилированную воду в список товаров, которые подлежат маркировке.

Узнать больше о законодательных нововведениях и современных тенденциях на рынке ритейла вы сможете на Одиннадцатом форуме финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2021, который пройдет 15-16 апреля 2021 года.


Наверх