• Сегодня 18 апреля 2024
  • USD ЦБ 94.32 руб
  • EUR ЦБ 100.28 руб
Нота модус - Автоматизация бизнес-процессов
Коля в Третьяковской галерее
Девятая конференция «Информационные технологии в бюджетировании»
Конференция «Управление проектами в общих центрах обслуживания»
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://t.me/cfo_russiaru

Отчет о Второй международной конференции Retail CFO 2012 (День 1)

26.03.2012

1-2 марта 2012 года состоялся Второй международный форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2012, организованная порталом CFO-Russia при поддержке Клуба финансовых директоров. Партнером мероприятия выступила компании ServiceDirect. Предлагаем вашему вниманию отчет о первом дне мероприятия.

В рамках двухдневной конференции выступило 17 экспертов и топ-менеджеров из ведущих российских и международных компаний («Евросеть», «Детский мир-Центр», «Снежная королева», «реал,-Гипермаркет», «Л’Этуаль» и других).

Открытие

День 1

Открыла конференцию Илона Лепп, директор по развитию бизнеса в странах Северо-Восточной Европы исследовательской компании Nielsen, представившая доклад «Изменения в рознице: новые вызовы и возможности». Лепп осветила главным образом тенденции развития продуктового ритейла. Она отметила, что наблюдается рост магазинов небольших форматов самообслуживания (так называемых супереттов) в больших городах. Вместе с тем наиболее быстрый рост гипер/супермаркетов наблюдается в небольших населенных пунктах, где рынок еще недостаточно насыщен. Среди важных факторов, влияющих на предпочтения потребителей, Илона назвала ассортимент магазина, ценовую политику и продвижение товаров. Особо Илона Лепп остановилась на теме продвижения товаров и развития супермаркетами собственных торговых марок (PrivateLabel).

СкляровЗатем Михаил Скляров, заместитель генерального директора по финансам и ИТ, Алькор и Ко (торговая марка Л’Этуаль), представил свое видение управления стоимостью бизнеса на основе EVA. Подход, о котором он рассказал, использовался, в частности, в российском подразделении компании «МЕТРО Кэш энд Кэрри». По мнению Склярова, главное преимущество такого подхода состоит в том, что для всей системы управления используется единый показатель – EVA. Этот показатель устанавливает активную ответственность на протяжении всего процесса управления и связывает ее с вознаграждениями, что позволяет выровнять интересы менеджеров и собственников. Михаил рассмотрел этапы построения системы управления стоимости на основе EVA, а также отметил недостатки этой системы. К таковым относятся, к примеру, недооценка нефинансовых показателей, влияющих на успех – опыт персонала, инфраструктура компании и т.п., – а также сложность внедрения данной системы в быстрорастущих компаниях.

БулушевМихаил Булушев, финансовый директор компании «Снежная королева», затронул всегда актуальную тему об управлении затратами в ритейловом бизнесе. По мнению Булушева, два ключевых вопроса, касающихся сокращения затрат: как определить оптимальный уровень затрат на данный момент и на будущее по определенной статье и как построить постоянно и эффективно работающий механизм настройки оптимального уровня затрат. Михаил предложил свое видение решения этих проблем. Так, необходимо иметь адекватные методы учета затрат, анализировать уровень затрат во времени (вертикальный анализ), между аналогичными подразделениями (горизонтальный анализ), сравнивать компанию с другими аналогичными компаниями, использовать механизм тендеров и т.д. Также Булушев подробно рассмотрел два метода контроля затрат: бюджетный и ориентированный на прибыль, а также примеры из практики по контролю затрат.

ШпакВ начале секции 2 Андрей Шпак, партнер налоговой практики GoltsblatBLP, осветил особенности применения законодательства о трансфертном ценообразовании в ритейле. Шпак представил 14 фактов, которые надо знать о новом законодательстве, 7 направлений, по которым новое законодательство влияет на бизнес ритейлеров и 12 шагов для обеспечения выполнения требований нового законодательства о трансфертном ценообразовании. Среди основных шагов, которые назвал Андрей Шпак, можно выделить:

  • инвентаризацию сделок, которые могут быть признаны контролируемыми;
  • анализ, возможны ли структурные решения (слияние юридических лиц, перемещение отдельных юридических лиц в другой регион и т.п.) для вывода сделок из-под ценового контроля;
  • определение приемлемого метода определения рыночных цен по контролируемым сделкам;
  • выделение финансовых результатов по сегментам, подлежащим контролю по разным основаниям;
  • определение сопоставимой рентабельности / интервал рыночных цен по контролируемым сделкам и т.д.

Налоговую тематику продолжила Екатерина Ларюшкина, заместитель генерального директора по финансам и информационным технологиям «Детский мир-Центр», которая рассказала о собственной практике решения налоговых проблем. Для начала Екатерина отметила, как осуществляется управление налоговой функцией в ее компании. Затем она осветила те налоговые моменты, которые являются важными как для ее компании, так и для группы в целом. Ключевыми налоговыми вопросами в группе являются оптимизация налогообложения внутри группы, налоговая отчетность по экспорту и трансфертное ценообразование. Что касается отдельных сложных вопросов в рамках компании, то Ларюшкина выделила несколько важных для нее тем: списание брака, недостача и пересортица. При решении вопросов относительно восстановления НДС по браку и отнесению расходов на уменьшение налогооблагаемой базы, Екатерина руководствуется судебной практикой, в частности, делами «Юнимилка» по НДС и «Перекрестка» и «Нестле» по налогу на прибыль. Также Екатерина ответила на вопрос, почему они пока не создают централизованную бухгалтерию, объяснив это тем, что в Москве создавать подобное подразделение невыгодно, а для вывода бухгалтерии в регионы компания еще не готова, поскольку существует опасность утраты контроля над ключевой службой.

Анна Грачева, вице-президент по стратегии и финансам ГК «Логос», рассказала об опыте оптимизации затрат и повышения эффективности бизнеса на примере рынка распространения прессы. Анна отметила, что спрос на периодическую продукцию в России стабильно падает. Чтобы эффективно работать на падающем рынке, надо особо внимательно относиться к вопросам управления. Грачева представила характеристику современного рынка, привела подробный статистический анализ ситуации на рынке, сравнила экономику поставок прессы на одну торговую точку в супермаркеты Москвы и Санкт-Петербурга. Для развития дистрибуционного бизнеса на этом рынке, по мнению Анны Грачевой, необходимо развитие дистрибуции сопутствующих товаров, специализация на логистике и дополнительных клиентских сервисах, сокращение издержек за счет оптимизации ассортимента, использовать договор купли-продажи в сочетании с агентскими договорами на услуги. Во второй части своего выступления Грачева подробно рассмотрела экономическую модель
среднестатистического киоска на месяц и дала свои прогнозы по развитию данного сегмента. Анна Грачева считает, что повысить эффективность работы компаний розницы может объединение сервисных функций и перевод их на аутсорсинг для Центров прибыльности: объединение
IT-служб, юридических служб, бухгалтерии и т.п.

Заключительным докладом второй секции стало выступление Виктории Лубниной, финансового директора «Азбуки вкуса», на тему оптимизации долгового портфеля. Виктория Лубнина для начала перечислила различные долговые инструменты существующие на рынке, отметив, что выбор конкретных инструментов определяется прежде всего спецификой деятельности. По мнению Лубниной, в начале своего пути компании довольно-таки часто прибегают к таким инструментам, как лизинг и факторинг, на стадии естественного роста они обращаются к ипотеке и долговому кредитованию. Докладчик рассмотрела преимущества и недостатки привлечения кредитов российских и зарубежных банков. В заключение Виктория Лубнина отметила, что, по ее мнению, рамочные кредиты – наиболее приемлемый сегодня долговой инструмент.

Константин Лавров, руководитель финансовой службы компании «Мегафон-Ритейл», рассказал об опыте своей компании по управлению реализацией стратегии. Начал свое выступление Константин с довольно-таки внушительных цифр: «Исследования, проведенные за последние 25 лет, показали, что 60-80% компаний потерпели неудачу на стадии реализации стратегии». Это объясняется различными причинами, в частности, согласно исследованию Р. Каплана и Д. Нортона, 60% компаний не привязывают свою стратегию к бюджетам, 70% компаний не привязывают систему мотивации к стратегии и в 90% компаний сотрудники не понимают стратегию. По мнению Лаврова, необходимо формализовать реализацию стратегии. Также он отметил, что финансовая служба играет ключевую роль в реализации стратегии, поскольку она обладает необходимыми знаниями, является владельцем основных бизнес-процессов системы управления и участвует в принятии ключевых решений. Затем Константин Лавров рассказал о подходе к реализации стратегии в собственной компании с учетом специфики бизнеса «Мегафон-Ритейла». В компании годовой бюджет является отражением стратегии и транслирует стратегию на операционный уровень. Мониторинг результатов и адаптация стратегии замыкают цикл управления реализацией стратегии.

ХургесМихаил Хургес, директор по развитию ServiceDirect, рассказал о том, как контролировать затраты на печать в ритейле, управлять ими и сокращать их. Он отметил, что большинство компаний не анализирует всерьез свои постоянные затраты на печать.

Большой интерес вызвал доклад Андрея Чечина, руководителя коммерческих проектов Ozon.ru, об экономики онлайн-ритейла. Несмотря на то, что среди слушателей были в основном финансовые руководители оффлайн-бизнеса, однако многие из их компаний имеют собственные интернет-магазины или задумываются об их создании, поэтому опыт лидера интернет-торговли оказался весьма полезным.

На сегодняшний день общий охват сайта составляет 12 млн уникальных посетителей в месяц и 4 млн в неделю. К ноу-хау интернет-магазина относятся наличие крупнейшего в Восточной Европе собственного логистического центра, постоянно растущий ассортимент, создание собственной торговой площадки, на которой наряду со своими товарами продаются товары сторонних продавцов. Андрею Чечину задали много вопросов относительно возможностей сотрудничества других ритейлеров с Ozon.ru. По итогам конференции его выступление вошло в пятерку лучших.

Фотоотчет о Втором международном форуме RetailCFO 2012

Отчет о втором дне Второго международного форума RetailCFO 2012

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru

Текст: Анна Чернецкая

Фото: Дарья Полунина



Материалы по теме:

Комментарии

Защита от автоматических сообщений