• Сегодня 29 марта 2024
  • USD ЦБ 92.26 руб
  • EUR ЦБ 99.71 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://t.me/cfo_russiaru

Елена Голайденко, «Эконика»: «Для нас наиболее удобна модель, в которой финансовые планы проходят три итерации»

08.09.2021

Елена Голайденко, «Эконика»: «Для нас наиболее удобна модель, в которой финансовые планы проходят три итерации»

Елена Голайденко, руководитель финансово-экономического отдела, «Эконика», и спикер Десятой ежегодной конференции «Корпоративное бюджетирование», рассказала CFO Russia о развитии сценарного планирования в «Эконике» и модели, которая используется в компании на сегодняшний день.

Как давно было внедрено сценарное планирование в системе бюджетирования «Эконики»?

Мы используем его более 10 лет.

В какие этапы развивался у вас этот инструмент? Какую роль и место он занимает на сегодняшний день в вашей компании?

Первоначально мы использовали только верхний срез аналитик – по основным факторам, определяющим прибыль компании, денежный поток, изменение активов и пассивов. При автоматизации бюджетирования заложили возможность расчета полноценных бюджетных моделей с полным контуром аналитик, включая ЦФО, статьи бюджетного классификатора, сезонные срезы в трех сценариях. Несколько раз сделали полные сценарные расчеты «Снизу-вверх» и поняли, что они не очень востребованы. Во-первых, это достаточно трудоемко и долго. Во-вторых, ситуация меняется очень быстро, и затраченные усилия на подготовку таких сценариев не оправдывают себя.

Специфика деятельности нашей компании такова, что на ее результат оказывает влияние множество факторов случайного характера. Это мода, погода, своевременность поставки товара с определенным жизненным циклом, колебания валютного курса и т.п. Для нас наиболее удобна модель, в которой планы проходят три итерации:

  1. Укрупненный финансовый план (УФП). По сути это стадия предпланирования – перед запуском процесса годового бизнес-плана. Все сценарные расчеты мы проводим именно здесь, используя  приемы финансового моделирования. Достаточно долго мы рассчитывали три классических варианта: реализм, оптимизм и пессимизм. Сейчас готовим два – основной рабочий вариант и пессимистичный сценарий (для оценки рисков). Это планирование верхнего уровня, где с акционерами согласовываются основные рабочие гипотезы и значения KPI . Утвержденный УФП – источник целевых установок при постановке задач для годового бизнес-планирования.
  2. Годовой финансовый план (в составе бизнес-плана компании). Классическая процедура бюджетирования «снизу-вверх», но с проверкой по целевым установкам УФП.
  3. Оперативный план. Готовится ежемесячно, в части оценки финансового результата и движения денежных средств. Содержит большое количество операционных показателей по процессу продаж. Сравнивается с БП. Учитывает все отклонения рыночной среды на момент подготовки.

Какие показатели вы используете, чтобы определить эффективность в сценарном планировании?

Мы используем стандартные показатели финансовой эффективности, связанные с оценкой  активов, прибыли, оборота и источников финансирования.

Это группа показателей рентабельности, оборачиваемости, ряд структурных коэффициентов баланса. Как минимум те, что заложены в модели устойчивого роста.

Но для лучшего понимания ситуации мы немного «развернули» свой взгляд на оценку бизнеса и анализируем его с двух ракурсов:

  • масштаб бизнеса. Здесь мы оцениваем все, что связано с оборотом компании. Где (каналы сбыта), какие факторы (объем, цена, структура), какие группы товара формируют оборот компании, насколько соответствует критериям развития темпы роста из стратегии развития? Вот основные вопросы, на которые необходимо ответить в этой части сценарного планирования;
  • эффективность операционной деятельности. На этом этапе мы строим матрицу эффективности по каналам сбыта со структурными коэффициентами доходной и расходной частей (база-оборот). Такой подход позволяет понять, как получен конечный показатель ROS (рентабельности продаж) и причины его отличий по каналам сбыта.

Задать свои вопросы Елене и узнать больше об опыте «Эконики» вы сможете 16-17 сентября на Десятой ежегодной конференции «Корпоративное бюджетирование», которая пройдёт в Москве.

Алиса Попова


Комментарии

Защита от автоматических сообщений