• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://t.me/cfo_russiaru

Финансисты с железной дороги: какой бизнес у команды Якунина

22.01.2013

Кто и как управляет одним из крупнейших пенсионных фондов НПФ «Благосостояние».

«Действующая накопительная пенсионная система неэффективна. Мы отправляем в нее ежегодно 350 млрд рублей, но результат не устраивает ни людей, ни государство», — говорит в интервью Forbes вице-премьер Ольга Голодец.

Основа этой системы — негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Голодец ратует за отмену накопительной части пенсионной системы и перерегистрацию НПФ из некоммерческих организаций в хозяйственные общества. Для учредителей фондов это означает новые обязательства, а для самих фондов — резкое сокращение притока новых денег. О работе негосударственного пенсионного фонда мало что известно даже его собственным вкладчикам и тем, кто переводит туда накопительную часть пенсии. Система раскрытия информации устроена так, что фонды не обязаны сообщать своим участникам о конкретных инвестициях, которые оформляются в доверительное управление. С начала кризиса 2008 года НПФ потеряли миллиарды рублей, и следственные органы возбудили десятки уголовных дел, но это не сильно изменило среду, в которой существуют фонды.

Какой бизнес могут потерять НПФ в рамках пенсионной реформы, Forbes выяснил на примере НПФ «Благосостояние», одного из крупнейших фондов, где аккумулируются деньги РЖД. В распоряжении команды президента РЖД Владимира Якунина находится 262 млрд рублей, больше только у «Газфонда».

Где чьи деньги лежат

У НПФ «Благосостояние», как и у любого другого пенсионного фонда, два источника поступления денег. Первый — пенсионные накопления, которые формируют участники государственной системы обязательного пенсионного страхования (75 млрд рублей, по данным фонда), второй — резервы, сформированные за счет добровольных взносов будущих пенсионеров и РЖД (169 млрд рублей).

«Благосостояние» обслуживает 2,8 млн счетов будущих и сегодняшних пенсионеров. Из них заключивших договоры негосударственного пенсионного обеспечения более 800 000, или 70% работников отрасли. Участие в фонде — дело добровольное, но отказаться от вступления в систему не так-то просто, могут пригрозить увольнением или отказом в приеме на работу. Жалобами железнодорожников на пенсионную принудиловку заполнены страницы нескольких тематических сайтов.

Фонд предлагает сотрудникам РЖД четыре варианта пожизненно выплачиваемой пенсии — с наследованием накопленных средств, с наследованием до или после назначения пенсии и без наследования. В зависимости от возраста, пола и выбранной схемы сотрудник платит от 0,7% до 10,7% от зарплаты, столько же доплачивает госкомпания. В год РЖД переводит «Благосостоянию» за своих работников 15 млрд рублей.

Содержание «Благосостояния» обходится его участникам недешево, на это идет почти 1 млрд рублей в год. Кризис и убытки от инвестирования на это почти не влияют. Будущие пенсионеры с каждых 100 рублей пенсионных взносов тратят на содержание фонда 3,7 рубля. В среднем по рынку без учета «Благосостояния» эти расходы обходятся вкладчикам в 2 рубля.

Собранными в «Благосостоянии» средствами управляет десяток компаний. Только две из них связаны с фондом или РЖД. Это «ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс», где структуры РЖД владеют 50%, и «Трансфингруп», где «Благосостоянию» напрямую принадлежит 20%. Из собственности двух компаний — «Тринфико» и «РВМ Капитал» — структуры фонда и РЖД формально вышли. Большая часть средств достается именно этим компаниям, у каждой есть своя специализация.

Отделить средства пенсионеров РЖД от прочих пенсионных накоплений в каждой управляющей компании практически невозможно. Например, под управлением «ТКБ БНП Париба» находится 49 млрд рублей, «Тринфико» — 19 млрд рублей. Плюс к тому «Тринфико» управляет закрытыми ПИФами на 25 млрд рублей, часть которых тоже имеет отношение к деньгам «Благосостояния».

Но это не все, есть еще пенсионные резервы. Большей частью многомиллиардных резервов «Благосостояния» управляют «Трансфингруп» и «РВМ Капитал», незначительная сумма есть у «Тринфико».

Общий объем пенсионных резервов под управлением «Трансфингруп» составляет 130 млрд рублей, и по большей части это деньги «Благосостояния». Но кроме того, «Трансфингруп» управляет в интересах фонда несколькими закрытыми ПИФами, в одном из них лежат акции компаний, чьи структуры владеют банком «КИТ Финанс».

В свою очередь, созданная в 2006 году инвестгруппа «РВМ» управляет закрытыми ПИФами на 27 млрд рублей, большая часть которых — резервы. Их основные активы сосредоточены в коммерческой недвижимости. Например, крупнейший актив ЗПИФа «РВМ Мегаполис» — бизнес-центр класса А «Домников» на проспекте Сахарова. Фонд «Благосостояние» инвестировал в него 11,5 млрд рублей и ожидает получить среднегодовую доходность на уровне 9–11% годовых.

Кстати, какими успехами могут похвастаться управляющие? За последние три года среднегодовая начисленная доходность от инвестирования пенсионных накоплений «Благосостояния» составила 11%, а резервов — 8%. То есть в лучшем случае они добиваются доходности, сравнимой с рублевыми депозитами. А за семь лет начиная с 2005 года начисленная доходность по накоплениям и вовсе не превысила 6%.

С резервами дело обстоит ненамного лучше. Две трети резервов вложено в акции, облигации и депозиты. На облигации приходится 55 млрд рублей, в основном это бумаги РЖД и ее «дочек» «Желдорипотека» и «Ремпутьмаш». Треть резервов, или 58 млрд рублей, — это паи фондов, из них половина — ЗПИФы недвижимости и упакованные в них активы, которые часто приносят двузначные цифры доходности.

Склад активов

Надо сказать, что закрытый паевой фонд представляет собой весьма удобный инструмент инвестирования. Удобный по крайней мере тем, что посторонние и даже сами пенсионеры не могут заглянуть в его структуру. А между тем сфера интересов «Благосостояния», как и другого корпоративного фонда, «Газфонда», весьма разнообразна — от коттеджей до малой энергетики и крупных инфраструктурных проектов.

В частности, НПФ «Благосостояние» принадлежат доли в компании-застройщике морского торгового порта «Компания Усть-Луга» (15%), «Новороссийском морском торговом порту» (2,9%), а также в компаниях «Мостотрест» (27,1%), «Трансконтейнер» (5,1%) и др. Фонд также владеет долями в сервисных компаниях, например в «ТрансКлассСервис» (перевозки повышенной комфортности).

Одна из самых прибыльных инвестиций — проект малой энергетики «Капитал-Энерго», в который в 2008 году вложено 1,8 млрд рублей с целевой доходностью 13–16% годовых. Другой успешный проект — лизинг подвижного состава «Трансфин-М», где на 23 млрд рублей, вложенных с 2005 года, целевая доходность составляет 15–20% годовых.

Обширные интересы у «Благосостояния» есть в недвижимости: земли в Подмосковье (2200 000 га), бизнес-центры «Меридиан» и «Домников» (почти 100 000 кв. м), логистический комплекс в Тверской области «Складской оператор». Есть проекты поменьше, вроде сети пансионатов для пожилых людей (первый — «Сеньор Отель Монино»). Есть паи закрытых фондов коммерческой недвижимости ГК ПИК под управлением «Тринфико» и прочие проекты.

Среди финансовых активов — вложения в кэптивного страховщика РЖД, компанию ЖАСО (51%), УК «Трансфингруп» (20%), лизинговую компанию «Трансфин-М» (100%), банк «КИТ Финанс» (80%).

В общем, пенсионные деньги работают на благо всей транспортной монополии.

Команда Якунина

Осенью 2012-го банк «КИТ Финанс» при раскрытии информации о своих бенефициарах официально сообщил, что совет фонда «Благосостояние» контролируется правительством. На самом деле это некоторое преувеличение.

Все НПФ являются независимыми от учредителей, тот же «Благосостояние» никак не аффилирован с РЖД. То есть формально руководству фонда ничто не мешает действовать в собственных интересах. А бенефициарами инвестиционной деятельности фондов могут быть не пенсионеры, а менеджеры, совладельцы компании-учредителя и другие заинтересованные лица.

Как же управляется «Благосостояние»? Совет фонда контролируют менеджеры РЖД. В уставе записано, что решение считается принятым, если за него проголосовали пять из семи членов совета. А это большинство формирует команда президента РЖД Владимира Якунина. У РЖД в совете три представителя — Якунин, руководитель финансового блока РЖД старший вице-президент Вадим Михайлов и вице-президент РЖД по социальным вопросам Дмитрий Шаханов. В совет входит исполнительный директор фонда Юрий Новожилов. По одному представителю имеют профсоюз железнодорожников, Транскредитбанк и «Торговый дом РЖД». Интересы последнего представляет советник Якунина Сергей Орлов.

Финансисты в команде Якунина — не простые наемные менеджеры, а давние соратники. Многие из них знакомы по петербургскому Балтонэксим Банку, где Якунин в середине 1990-х был членом совета директоров. Банк снимал офисные помещения в бизнес-центре на улице Пролетарской Диктатуры напротив Смольного. Это здание на правах долгосрочный аренды принадлежало учрежденному Якуниным «Международному центру делового сотрудничества». В Балтонэксим Банке работали Федор Андреев (сейчас глава «АЛРОСА»), вице-президент РЖД Валерий Решетников, а также Сергей Орлов. Все они имеют непосредственное отношение к созданию системы, в рамках которой работает НПФ «Благосостояние».

В системе корпоративного управления РЖД над всеми менеджерами стоит Валерий Решетников, он же занимается вопросами, связанными с конфликтом интересов. «В том, что касается конфликта интересов, он реально контролирует все — у него есть «мандат» от Якунина», — утверждает бизнесмен, хорошо знакомый с Решетниковым.

Решетникову 60 лет, он родился в Ленинграде и получил образование инженера-системотехника. Его биография похожа на биографию Якунина: с середины 1980-х оба представляли государственные интересы за рубежом. Решетников — в торгпредстве в Норвегии, Якунин — в представительстве СССР при ООН в Вене. В 1990-х Решетников работал на руководящих должностях в коммерческих организациях и банках Санкт-Петербурга, где занимался вопросами экономической безопасности. Работал заместителем гендиректора охранного предприятия при Онэксимбанке, был зампредом правления Балтонэксим Банка. Якунин в 1990-х также ушел с госслужбы — возглавил АОЗТ «Международный центр делового сотрудничества», входил в совет директоров Балтонэксим Банка, а также банка «Россия».

С 2002 года Решетников непосредственно следовал за Якуниным: стал начальником управления экономической защиты Министерства путей сообщения России — как раз тогда, когда Якунин возглавил министерство. С 2003 года — оба в ОАО РЖД, где Якунин поначалу руководил финансово-экономическим блоком, а Решетников — департаментом безопасности. В середине нулевых из-за проблем со здоровьем Решетникову пришлось ненадолго оставить пост. В этот период он занимал две должности — советника президента РЖД и члена совета директоров банка «КИТ Финанс».

«Валерий Ильич был независимым директором в банке, участвовал в заседаниях и помогал советами», — вспоминает бывший владелец «КИТ Финанса» Александр Винокуров, который знает его с 1997 года. Советы касались экономической безопасности, например, Решетников рекомендовал взять на должность заместителя гендиректора «КИТа» по безопасности Михаила Шабанова. В 2007 году Решетников вернулся в РЖД на должность вице-президента по корпоративному управлению и стратегическому развитию.

Вопросы о политике в сфере конфликта интересов и о том, как пенсионные деньги могут работать на стратегическое развитие компании, которые Forbes задал Решетникову через пресс-службу РЖД, остались без ответа.

Интересы менеджмента

А вопросы такие накопились, и вот почему. До февраля 2012 года пост исполнительного директора «Благосостояния» занимала Елена Сухорукова, проработавшая в пенсионном фонде 10 лет — сначала в должности заместителя исполнительного директора, а потом и первого лица. До 2011 года она владела четвертью «Трансфингруп» через ЗАО «Стабильные инвестиции».

Кроме того, Сухоруковой принадлежало 49% «дочки» фонда, лизинговой компании «Трансфин-М». Еще одна компания, в которой Сухорукова была совладельцем с 40% акций, — «ТрансКлассСервис», где доля есть и у дочерних структур самого «Благосостояния».

Сколько зарабатывала Сухорукова на этих фирмах? По данным за 2010 год, чистая прибыль «Трансфин-М» — 194 млн рублей, из них выплачены дивиденды в размере 97 млн рублей, то есть компания директора «Благосостояния» должна была получить на свою долю 48 млн рублей. Сопоставимая прибыль в 2010 году у «Трансфингруп» — 157 млн рублей.

Конфликт интересов в «Трансфингруп» был налицо: фактически Сухорукова размещала средства НПФ в своей компании, которая получала от этого дополнительный доход. После кризиса ее карьера пошла под откос: фонд стал терять деньги, вскрылись массовые случаи незаконного перевода пенсионных накоплений граждан в фонд. Кроме того, у нее не складывались отношения с главой ЖАСО Татьяной Парамоновой, некогда работавшей первым зампредом ЦБ. В конце 2011 году Сухорукова вышла из капитала всех упомянутых компаний, а в феврале 2012 года ушла с должности директора «Благосостояния». Связаться с Сухоруковой не удалось, ее бывший заместитель Денис Демидов от общения отказался, сославшись на занятость.

ИГ «РВМ», с которой работает «Благосостояние», в 2011 году также поменяла структуру капитала. Глава совета директоров инвестиционной группы и гендиректор одноименной управляющей компании, советник Якунина Сергей Орлов передал через пресс-службу, что в 2011 году он выкупил ИГ РВМ у Транскредитбанка и стал ее контролирующим акционером. Кроме того, он настаивает, что по действующим законам ни инвестгруппа РВМ, ни ее дочерние фирмы не аффилированы, так как группа выкупила свои акции у всех структур монополии.

Знакомый главы РЖД говорит, что Орлов приходится племянником супруге Якунина Наталье. Орлов от комментариев по этому поводу отказался. Орлов в разные годы входил в советы более десятка компаний, связанных или работающих с РЖД. До недавнего времени Орлов также был председателем совета директоров в компании ЗАО «Тристар Инвестмент Холдингс» сына Владимира Якунина Андрея, которая строит роскошный отель Four Seasons на Исаакиевской площади в Петербурге. Свой бизнес Якунин-младший развивает в том числе на деньги отца.

Судьба «КИТ Финанса»

Одна из крупнейших инвестиций НПФ «Благосостояние» — санация банка «КИТ Финанс», заигравшегося на рынке репо и потерпевшего крах в сентябре 2008 года. Первоначально его купили РЖД и «АЛРОСА» за 100 рублей, но затем «Благосостояние» вложил в его оздоровление 4 млрд рублей, выкупив две дополнительные эмиссии акций. Теперь на его базе «Благосостояние» и РЖД собираются вырастить банковский холдинг.

«КИТ Финанс» — не чужой бывшему вице-президенту РЖД и члену совета «Благосостояния» Федору Андрееву. Сооснователь банка Олег Андреев — его брат. По данным отчетов «КИТа», в начале нулевых Олег Андреев владел пакетом 19% акций через компанию «Композиция — Управление активами». У самого Федора Андреева до 1999 года была доля в компании «Ленросинвест», владевшей долей в банке (15%), но он вышел из нее, став предправления Балтонэксим Банка.

Компании, где работал Федор Андреев, начинали сотрудничать с «КИТ Финансом». Например, в начале 2000-х банк был организатором выпуска облигаций «АЛРОСА», топ-менеджером которой в то время был Андреев. Когда он перешел в РЖД, лизинговая дочка «КИТ Финанса» выигрывала тендеры на поставку вагонов, а сам банк помогал монополии размещать облигации. Это были рыночные сделки, где банк предложил самую привлекательную ставку, утверждает бывший совладелец «КИТа» Александр Винокуров: «Связано ли это с тем, что я дружен с Федором Андреевым? Конечно, связано — я просто информации узнавал больше на встречах с ним. Это были публичные сведения, о которых можно рассказать за чашкой чая. Инсайд и коррупция здесь ни при чем».

О санации «КИТ Финанса» Якунина попросил лично Владимир Путин. Кредиторы у банка были непростые: деньги на счетах держали Газпромбанк, СОГАЗ, «РусГидро», «АЛРОСА» и др. По словам Якунина, его никто не принуждал, после определенных размышлений сделка показалась ему перспективной: у банка было 40% акций «Ростелекома» и портфель качественной ипотеки.

Деньгами на спасение «КИТ Финанса» инвестиции «Благосостояния» в бизнес банка не ограничиваются. «Благосостояние» планирует экспансию на банковском рынке и с осени 2012 года присматривается к нескольким банкам с сильной розницей. Как рассказал Forbes топ-менеджер «Благосостояния», фонд конкурировал за Абсолют Банк вместе с банкиром Игорем Кимом. По рекомендации инвестбанков фонд изучал возможность объединения с «Восточным экспрессом», а также Бинбанком, «Возрождением», Промсвязьбанком и банком «Санкт-Петербург».

Зачем пенсионному фонду банковская группа? Как объясняет топ-менеджер фонда, санация «КИТ Финанса» почти завершена, и теперь возникает стратегический выбор: либо продать банк, возможно с дисконтом к капиталу, либо объединить его с более крупным игроком и выйти из проекта через несколько лет по более высокой цене.

Судьба денежных мешков

Время от времени спокойное существование негосударственных пенсионных фондов пытаются нарушить проверяющие. Например, в 2011 году Генпрокуратура провела комплексную проверку пенсионных фондов, в том числе на предмет инвестиций в аффилированные с учредителями компании. Итоги проверки генпрокурор Юрий Чайка изложил в письме Владимиру Путину (есть в распоряжении Forbes).

В письме прокурор докладывает Путину о том, что в ходе проверки выявлено 770 нарушений и возбуждено 14 уголовных дел. В самом письме упоминается только шесть фондов, один из них — «Благосостояние». Фонд, говорится в документе, систематически в нарушение закона переводил средства пенсионных накоплений граждан из Пенсионного фонда РФ в НПФ без их согласия. В связи с этим ПФР расторгла трансферагентские соглашения с «Благосостоянием» в нескольких регионах.

Профессор ГУ-ВШЭ Андрей Верников полагает, что структура управления активами фондов крупнейших госкомпаний, таких как «Благосостояние» и «Газфонд», имеет признаки корпоративной пирамиды. «В них прямая государственная собственность и контроль заменяются на косвенный, опосредованный, и между государственным органом и конечным объектом возникает несколько промежуточных уровней управления», — говорит профессор. Они нужны, чтобы максимально свободно распоряжаться средствами пенсионных фондов под предлогом «большей гибкости и оперативности», считает Верников. Цель руководителей корпоративной пирамиды в квазигосударственных структурах — оградить себя от внешнего контроля со стороны бенефициара и государства.

После прокурорских проверок правительство поручило ведомствам подготовить предложения по уточнению критериев аффилированности с фондами и ограничению инструментов, в которые фонды вправе инвестировать. Минэкономразвития посчитало, что проблему с аффилированными лицами должны решить планируемые поправки в Гражданский кодекс, включающие в их число родственников. Однако после первого чтения в Госдуме такая поправка исчезла из законопроекта.

«Благосостояние» проверяли ФСФР, Генпрокуратура и другие правоохранительные органы, но никаких предписаний не выдали, замечает один из его руководителей. Так что благосостоянию фондов РЖД пока ничто не угрожает. 

Источник: Forbes


Комментарии

Защита от автоматических сообщений