Артур Вершинин, SmartDiscount: «Динамическое дисконтирование — достаточно новый инструмент на российском рынке, но интерес к нему постоянно растет»

Артур Вершинин, SmartDiscount: «Динамическое дисконтирование — достаточно новый инструмент на российском рынке, но интерес к нему постоянно растет» 17.01.2022

Артур Вершинин, исполнительный директор SmartDiscount и спикер Шестой конференции «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом», рассказал CFO Russia о динамическом дисконтировании — преимуществах этого инструмента, его популярности среди российских компаний и о задачах, которые позволяет решить платформа динамического дисконтирования SmartDiscount.

В чём суть метода динамического дисконтирования?

Динамическое дисконтирование — это эффективный инструмент управления краткосрочной ликвидностью и оборотным капиталом, который заключается в оперативном согласовании условий ранней оплаты счетов покупателем в обмен на скидку (премию) от поставщика.

Каковы основные преимущества этого инструмента для покупателя и поставщика?

Когда покупатель располагает временно свободными денежными средствами, а поставщик испытывает оперативную потребность в ликвидности, стороны могут заключить сделку (скидка в случае ранней оплаты) на взаимовыгодных условиях. Здесь необходимо подчеркнуть, что обе стороны извлекают из этого существенную выгоду. Это происходит благодаря тому, что покупатель и поставщик взаимодействуют напрямую, без вовлечения банка или фактора. Фактически покупатель и поставщик делят между собой маржу, которая в обычной ситуации достается кредитованию или факторингу. Покупатель, делая раннюю оплату, инвестирует временно свободные денежные средства с высокой доходностью (скидка, предлагаемая поставщиком, в годовом выражении, как правило, значительно выше доходности стандартных рыночных инструментов инвестирования; в частности, по многим сделкам на нашей платформе мы видим доходность 16-18% годовых). Поставщик, в свою очередь, оперативно получает ликвидность без каких-либо обременений (лимиты финансирования, залоги, регресс, ковенанты).

Итак, преимущество динамического дисконтирования в том, что покупатель и поставщик оперативно взаимодействуют между собой, и это выгодно обоим. Кроме очевидных финансовых выгод, о которых я сказал, покупатель повышает свою операционную рентабельность благодаря снижению затрат, укрепляет цепочки поставок за счет взаимовыгодной поддержки поставщиков ликвидностью. При этом покупатель не несет рисков, так как оплата происходит за уже поставленный товар или оказанную услугу. В свою очередь, поставщик максимально оперативно привлекает ликвидность, самостоятельно устанавливает стоимость денежных средств (предложение о размере скидки всегда исходит от поставщика), снимает риски несвоевременной оплаты по истечении периода отсрочки, повышает эффективность использования оборотного капитала за счет сокращения дней оборачиваемости дебиторской задолженности.

Насколько динамическое дисконтирование сегодня популярно у российских компаний?

Динамическое дисконтирование — достаточно новый инструмент на российском рынке, но интерес к нему постоянно растет. Это не конкуренция или замена классическим инструментам краткосрочного финансирования — это отличное  дополнение и альтернатива.

Мы уверены, что динамическое дисконтирование обязательно должно быть в финансовом арсенале компаний. Парадокс в том, что практически все компании время от времени используют принцип динамического дисконтирования в работе со своими поставщиками, но зачастую делают это бесплатно! Каждый финансовый директор сталкивался с ситуацией, когда звонит его коллега из другой компании и просит заплатить раньше, поскольку срочно требуются деньги. Это замечательный пример взаимовыручки, но такие операции носят разовый характер и в них нет рыночных принципов. А вот как раз благодаря платформе динамического дисконтирования этот процесс можно систематизировать и превратить в выгодный финансовый инструмент.

Расскажите о вашей платформе динамического дисконтирования. Какова её роль в этом процессе?

Наша платформа динамического дисконтирования SmartDiscount позволяет систематизировать и многократно повысить эффективность взаимодействия покупателя с поставщиками. Платформа не является посредником между сторонами: это очень важно, так как исключается транзакционный риск  — расчеты между покупателем и поставщиками происходят прямым банковским платежом. По сути, платформа — это информационное пространство, виртуальная комната переговоров, в которой покупатель может собрать одновременно всех своих поставщиков, получить в реальном времени максимальное количество предложений о скидке, выбрать лучшие (исходя из ожидаемого уровня доходности) и сразу же подписать дополнительные соглашения о ранней оплате.

Все эти преимущества достигаются благодаря удобному функционалу и аналитике платформы, автоматизации документооборота и использованию электронной цифровой подписи, возможности интеграции с 1С и любой ERP.

Использование цифровой платформы повышает рыночность и прозрачность совершаемых сделок ранней оплаты, в частности, за счет максимального количества предложений, возможности их ранжировать по доходности и выгружать реестрами для внутренних согласований. Платформа снижает трудозатраты и повышает комфорт взаимодействия сторон; подключение и использование платформы бесплатное, при этом комиссии от совершаемых сделок низкие. Также благодаря продуманному документообороту нет необходимости менять первичные документы в учете, что крайне важно.

Хочется также отметить, что функционал и возможности цифровой платформы SmartDiscount постоянно расширяются. Платформа представляет собой веб-сервис, поэтому для начала работы достаточно открыть любой современный браузер и пройти простую регистрацию.

Задать свои вопросы Артуру и узнать больше об опыте SmartDiscount вы сможете на Шестой конференции «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом», которая состоится 28 января 2022 года.

Алиса Попова

Наверх