Анастасия Иночкина, РН-Учет: «Мы снизили замечания внешних аудиторов более чем на 50%»

Анастасия Иночкина, РН-Учет: «Мы снизили замечания внешних аудиторов более чем на 50%» 03.06.2022

Анастасия Иночкина, начальник отдела корпоративной отчетности по РСБУ РН-Учет и спикер Тридцать первой конференции «Общие центры обслуживания: организация и развитие», рассказала CFO Russia об инструментах управлениями рисками в ее ОЦО и поделилась результатами их использования.

Каковы наиболее распространенные риски в ОЦО?

Самый распространенный риск в ОЦО, который оказывает услуги по ведению бухгалтерской функции, — это риск искажения финансовой отчетности заказчика. Управляя этим риском, мы управляем качеством бухгалтерских услуг, обеспечиваем разумную уверенность в надежности финансовой отчетности. Ведь именно финансовая отчетность любого предприятия играет ведущую роль в принятии экономических решений внутренними и внешними пользователями: акционерами, управленческим составом, государственными органами, партнерами и т.д.

Какие инструменты управления рисками используют в РН-Учет? По каким критериям вы отбирали эти инструменты?

Цели, задачи, принципы функционирования системы управления рисками устанавливаются на уровне компании и соответствуют концепции COSO «Внутренний контроль-Интегрированная модель».

Инфраструктура управления риском искажения финансовой отчетности — это сквозная и многоуровневая процедура. Ее можно разделить на этапы в соответствии с последовательностью действий по управлению риском:

  • выявление рисков уровня учетных бизнес-процессов по направлению «Бухгалтерский учет и отчетность» (формирование детализированного перечня (реестра) рисков по бизнес-процессам);
  • обеспечение своевременного и качественного выполнения контрольных процедур (в том числе за счет их автоматизации, что значительно улучшает качество работы, повышает точность контроля, снижает время и трудоемкость идентификации ошибки);
  • обеспечение документирования доказательств выполнения контрольных процедур (оптимизация доказательной базы: унификация и синхронизация отчетных форм, которые составляются из разных программных продуктов и в которых содержится информация о достижении цели контрольной процедуры);
  • поддержание в актуальном состоянии матриц рисков и контрольных процедур (с учетом отраслевых особенностей бизнеса и программного обеспечения, в котором ведется бухгалтерский учет);
  • структурно-динамический анализ уровней рисков учетных бизнес-процессов, фокусирование на наиболее существенных рисках и принятие решений для их нивелирования (сохранение базы данных рисков, определение рисков, находящихся выше границы толерантности, составление плана мероприятий митигации рисков, мониторинг эффективности мероприятий).

Какие риски вам удалось нивелировать благодаря этим инструментам?

Ранжирование итогового уровня рисков бизнес-процессов направления «Бухгалтерский учет и отчетность» по результатам оценки рисков в конце 2021 года показало, что инструменты достаточно эффективны.

Поделюсь результатами оценки рисков на 1 октября. Мы своевременно выявили высокий риск наличия несоответствий данных между показателями индивидуальной бухгалтерской отчетности и данными Пояснительной записки. Это позволило оперативно воздействовать на риск. Мы автоматизировали формирование чек-листа по итогам проверки взаимоувязок форм отчетности и автоматического переноса данных чек-листа в шаблон Пояснительной записки. По итогам закрытия годовой бухгалтерской отчетности это, в том числе привело к снижению замечаний внешних аудиторов более чем на 50%.

Задать свои вопросы Анастасии и узнать больше об опыте РН-Учет вы сможете на Тридцать первой конференции «Общие центры обслуживания: организация и развитие», которая состоится 15-16 июня 2022 года.

Мария Кириченко

Наверх