Отчет о Шестой конференции «Автоматизация корпоративного казначейства» (День 1)

19.09.2022

25-26 августа 2022 года в Москве в шестой раз прошла Конференция «Автоматизация корпоративного казначейства». Мероприятие было организовано группой Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia. Партнерами конференции стали компании Cbonds, CASHOFF и НРД. Представляем вашему вниманию отчет о первом дне мероприятия.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите на электронный адрес events@cfo-russia.ru.

Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит спикеров и партнеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.

  • Первая секция первого дня «Казначейство в новых условиях: тенденции и перспективы развития» началась с выступления Сергея Хестанова, доцента РАНХиГС, советника генерального директора по макроэкономике, Открытие Инвестиции. Он представил аналитический доклад «Структурная перестройка российской экономики. “Иранский” сценарий». Эксперт рассмотрел циклические кризисы и поделился предварительным прогнозом ВБ для РФ:

    • ВВП – 11,6% (2023 +0,6%, 2024 +1,3)
    • Сокращение экспорта товаров и услуг на 30,9%, импорта – на 35,2%
    • Инфляция до 22*%

    Также спикер рассказал про два возможных сценария для страны – сохранение рыночных механизмов либо возврат к директивному планированию, и запас прочности экономики.

  • Далее прошла ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ «Повышение операционной эффективности работы казначейства в текущих условиях». Среди спикеров: Юлия Иванчикова, руководитель направления по управлению ликвидностью и автоматизации процессов, Tele2 (модератор); Илья Солнцев, руководитель по казначейским операциям, МегаФон; Андрей Давыдов, руководитель управления по финансам, ГК «Самолет»; Максим Арсенов, заместитель директора департамента казначейства, Госкорпорация Роскосмос, и Маргарита Беляева, директор по финансам, АВТОВАЗ. Участники поделились своим опытом по следующим аспектам:

    • Осуществление валютных переводов в условиях санкций: как минимизировать операционные риски при проведении международных расчетов
    • Усложнение проведения платежей: как повысить оперативность решения проблем с платежами
    • Адаптация казначейских процессов под современные реалии: ключевые факторы для оперативного реагирования на изменения

    Делимся краткими выдержками из обсуждения:

    • Западные банки сегодня по-своему понимают и применяют санкции (они применяются даже для тех российских компаний, которые не попали в санкционный пакет)
    • В 2022 году не столкнулись с проблемами при проведении валютных платежей только те компании, у которых нет валютных платежей
    • Сейчас каждый валютный платеж – это мини-проект (сделать взаимозачёт (притом не все компании могут сделать взаимозачёт из-за специфики работы), сменить валюту расчётов на рубли или валюту дружественных стран, сменить банк, выстроить более длинную цепочку банков-корреспондентов, открывать юрлицо в другой юрисдикции и т.д.)
    • Универсального агента, который может проводить все платежи со всего мира, пока нет, также нет готовых универсальных схем работы
    • Во время санкций чувствуется наибольшее сплочение российского бизнеса и банковского сообщества: если раньше они были контрагентами от слова «контр», то сейчас компании и банки – стратегические партнеры. В этом сплочении – положительная сторона сегодняшней ситуации. Возможно, последует какая-либо трансформация на фоне развития данного партнерства 


  • Спикеры второй секции обсудили, как казначейству подготовиться к автоматизации процессов.

    Подходами к автоматизации казначейских процессов поделилась Ольга Бибикова, руководитель казначейства, Аптечная сеть 36,6. Она представила основные составляющие успешной реализации проекта по автоматизации платежного процесса. Делимся ими с вами:       

    • Поддержка высшего руководства
    • Бюджет проекта
    • Детальный план мероприятий и доработок
    • Экспертная команда для решения возникающих проблем
    • Обучение персонала методам работы в новой программе

    Также спикер подчеркнула, что интеграция программ по всем направлениям деятельности – это возможность реализовать автоматическое формирование реестра платежных поручений. В заключение Ольга рассказала, какие ошибки могут быть при запуске проекта и как их минимизировать в начале проекта.

  • Марина Пережигина, руководитель группы НСИ, Сервисный Центр ФЕСКО, выступила с докладом «Нормативно-справочная информация в ERP-системе: какую информацию загрузить, как привести все записи к стандарту, как обеспечить поддержку справочников в актуальном состоянии». Марина рассмотрела нормативно-справочную информацию как определяющий фактор точности и быстродействия всей системы ERP. Чтобы добиться быстродействия ERP, спикер советует: не пренебрегать основами, не оставлять определяющие факторы на самотек, также необходимы строгая стандартизация и оперативность. Также эксперт представила стандарты НСИ и особенности их формирования, рассказала, как поддерживать справочники и их стандартизацию.

  • Алексей Капускин, руководитель группы управления казначейскими продуктами департамента казначейства и управления рисками, РОЛЬФ, поделился кейсом «Выбор решения для автоматизации: решение из коробки или собственная разработка, какие факторы учесть». Спикер рассмотрел предпосылки автоматизации в компании и рассказал про экосистему внедрения решений в РОЛЬФ. В нее входят собственные «скиллы», коробочные и RPA-решения. Также спикер поделился успешными кейсами автоматизации в компании, например, виртуальные дилерские центры – обучение сотрудников с помощью VR. 

  • Договор как элемент информационной системы корпоративного казначейства в рамках своего выступления рассмотрела Марина Селина, начальник управления анализа коммерческой задолженности и стандартизации казначейских функций, казначейство, Группа ГАЗ. Марина рассказала, как создать единый реестр договоров группы компаний, и отметила важность информации в карточке договора. Кроме того, она рассмотрела автоматические контроли и выделила роли пользователей единого реестра. «Должна быть уверенность, что все требуемые контрольные процедуры осуществляются, ручное вмешательство минимизировано и регламентировано», – подчеркнула спикер.  

  • Тема третьей секции автоматизация казначейства в период изменений.

    Какие компетенции развивать у сотрудников команды цифрового казначейства? На этот вопрос ответил Александр Леднев, CFO, НПФ Благосостояние. Спикер рассмотрел эволюцию функции казначейства и основные цифровые решения в этой функции. Также Александр рассмотрел казначейство как центр прибыли и поделился советами по тимбилдингу. Делимся принципами эффективной мотивации сотрудников от НПФ Благосостояние:      

    • Философия: организация как место достижения корпоративных и личных целей
    • Общий годовой доход сотрудника выше рынка при условии достижения KPI
    • Ежеквартальное/ежегодное подведение итогов – «Почему мы молодцы»
    • Наличие премирования как инструмента для управления персоналом
    • Участие в проектной работе
    • «Проект года» для департамента как основной элемент командообразования

  • Михаил Наталенко, заместитель генерального директора по финансам и экономике, ЛокоТех, поделился опытом собственной разработки решений для корпоративного казначейства на отечественном ПО. Эксперт описал этапы развития платежного календаря в компании, трансформацию работы с заявками и т.д.; рассказал, как переосмыслить методы работы и роли сотрудников при собственной разработке решений, а также подходы к формированию и контролю точек платежного календаря.

  • Павел Корноухов, руководитель департамента рисков и казначейских операций, Электрощит Самара, поделился кейсом «Мониторинг рисков ликвидности: как автоматизировать систему для оперативного реагирования на отклонения». Спикер отметил важность цифровизации и рассказал про новый уровень контролей и мониторинга рисков ликвидности. Также Павел акцентировал внимание на высоком потенциале цифровизации функции корпоративного казначейства. В заключение он поделился мнением, что выбрать: коробочное решение или разработать решение собственными силами компании.

  • В завершение первого дня конференции Кристина Мерзлякова, руководитель банковской группы, Монетка, рассмотрела задачи проекта по переходу на онлайн-инкассацию и поделилась опытом развертывания сети АДМ в магазинах. Свое выступление Кристина начала с рассмотрения задач, которые решает онлайн-инкассация через АДМ (решение проблем инкассации труднодоступных и отдаленных магазинов). Спикер подробно описала, как этот проект работает в ее компании, и поделилась его результатами: после внесения в АДМ выручка сразу на счёте, деньги всегда в работе, оптимизируется учёт и убыстряется оборачиваемость денежных средств, идёт оптимизация бизнес-процессов и сокращение издержек, минимизируются ошибки и риски утраты, и многое другое.


Наверх