• Сегодня 23 апреля 2024
  • USD ЦБ 93.25 руб
  • EUR ЦБ 99.36 руб
Вторая конференция «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития»
Коля в Третьяковской галерее
Конференция «Управление проектами в общих центрах обслуживания»
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://t.me/cfo_russiaru

Сквозь огонь и воду

05.10.2009

Чем принципиально отличается шариковая ручка от перьевой? Шарик равномерно движется по бумаге, сохраняя одинаковую толщину линии независимо от наклона ручки. Перо, чутко отзываясь на малейшее мускульное усилие, способно отражать чувства и настроение пишущего. Больше того, если человек всю жизнь пишет одной ручкой, кончик пера стачивается под определенным, уникальным углом. Ручка как бы подстраивается под своего хозяина, перенимает его характер. Поэтому хорошую, испытанную ручку не принято отдавать в чужие руки.

Всю жизнь можно пользоваться, например, ручками Montblanc. Так, по крайней мере, утверждает сама компания. Ручками Montblanc пишут монархи. Политики подписывают ими самые важные документы. Они составляют предмет вожделения коллекционеров.

Как это случилось? Можно ли повторить успех немецкой компании? Существует ли для этого какой-то рецепт? Ведь когда-то это были самые обычные, пусть даже и качественные, ручки.

Возможно, необычными их сделала закалка, которую выдержала Montblanc в первые 50 лет своего существования.

В древности социальный статус человека можно было определить по оружию. Клинки знатных людей были щедро украшены резьбой и драгоценными камнями. Но самое главное внимание уделялось качеству стали. В бою оно означало разницу между жизнью и смертью.

В Японии бытует легенда о кузнеце Амакуни, сделавшем первый самурайский меч. Амакуни был главой цеха, изготовлявшего оружие для императора и его войска.

Однажды Амакуни и его сын Амакура стояли в дверях своей мастерской и смотрели на воинов, возвращавшихся с битвы. Армия потерпела поражение. Амакуни увидел, что многие воины ранены и у большинства из них сломаны мечи. Прошел мимо них и император, но даже не удостоил их взглядом. Глаза Амакуни наполнились слезами, и он поклялся сделать меч, способный выдержать испытание на прочность...

Целый месяц мастер и его сын не выходили из кузницы. Наконец, Амакуни вынес новый меч и ударил им о панцирь. Меч остался цел...

Весной войско вернулось c победой. Император подошел к Амакуни и с улыбкой сказал: «Теперь ты настоящий мастер. Ни один из твоих мечей не сломался...»

Амакуни придумал, как закаливать сталь. Он нагревал клинок до высокой температуры, а затем резко охлаждал его. Оружие, прошедшее огонь и ледяную воду, не боялось испытания битвами и временем...

Сегодня самураи облачились в костюмы и пересели в автомобили. Мечи и кинжалы стали достоянием музеев и коллекционеров. Статус теперь подчеркивают другие вещи: часы, зажигалки, ручки. Они обязательно должны быть высокого качества. Не случайно ведь перья ручек делают из стойких золотых сплавов: золото, в отличие от нержавеющей стали, не разъедается чернилами. Однако физической прочностью в наше время никого уже не удивишь. Покупателей привлекает что-то другое. Что же именно?

Возможно, культовые вещи несут на себе отпечаток прочности, свойственной компаниям и людям, которые их выпускают. Знаменитые брэнды соревнуются не в точности хода, не в тонкости письма и не в яркости пламени. Для них, как для самурая, главное — родословная. Именно здесь и нужно искать истоки их сегодняшней популярности.

Simplo Filler Pen (так вначале называлась Montblanc, образованная в 1906 году) пережила две войны, несколько экономических кризисов. Испытания требовали недюжинной изобретательности, терпения, стойкости.

Компания использовала любую возможность, чтобы выжить. Иногда дело доходило до курьезов.

Например, после окончания Первой мировой войны в Германии был страшный дефицит. Ресурсов катастрофически не хватало. Очень часто ради экономии отключали электроэнергию. Чтобы избежать остановок завода, Эрнст Реслер, директор по производству, раздобыл несколько карбюраторных двигателей, снятых со старых каруселей. Они были в рабочем состоянии, но производили адский шум. Реслер соорудил импровизированный глушитель и установил его в центральном цехе. Через некоторое время раздался взрыв, и глушитель со страшным ревом вылетел во двор, разбив по пути окно. К счастью, обошлось без жертв, и происшествие сильно всех позабавило.

Но вскоре разразилась очередная депрессия, и владельцам стало не до смеха. Компанию едва не закрыли. Все же Simplo продолжила свою деятельность, но экономика Германии была в глубоком кризисе. Цены поднялись на небывалую высоту (курс доллара в декабре 1923 года составил 4,21 триллиона рейхсмарок). За короткое время спекулянты опустошили кошельки немцев. На пятки наступали конкуренты, такие как Soenecken и Kaweko, выпускавшие ручки очень высокого качества. Компании пришлось изрядно поломать голову, чтобы придумать ход, способный подвигнуть людей на покупку.

И маркетологи Simplo во главе с Вильгельмом Дзамбором нашли блестящий выход. В 1924 году компания начала предоставлять пожизненную гарантию на свои наиболее популярные ручки, дав им название Montblanc Meisterstuck. До 1935 года эти «шедевры» ничем, впрочем, не отличались от ручек из стандартных коллекций, однако продавали их по существенно более высокой цене. Никто ведь не станет спорить, что товар, которым вы будете пользоваться всю свою жизнь, должен стоить дорого...

Нащупав концепцию «непреходящей ценности», Simplo-Montblanc стала активно развивать ее, даже в тяжелые времена. В 30-е годы в Германии свирепствовала безработица. Дорогие ручки не находили особого спроса — люди предпочитали покупать продукты. А для письма отлично подходили и обычные карандаши. Компании пришлось выпустить коллекцию дешевых ручек — «Серию 3». Казалось бы, это противоречит ее принципам. Однако не все так просто. Через год можно было вернуть эту ручку и получить деньги обратно — но только купив при этом Meisterstuck. Таким образом даже дешевая ручка сохраняла свою ценность ощутимый промежуток времени.

Во время Второй мировой войны многие менеджеры Montblanc ушли на фронт. А в 1944 году бомбами было разрушено здание фабрики. Сотрудники были шокированы, им казалось, что погибло дело их жизни. Но компания вновь возродилась: она стала гибкой и прочной, как самурайский меч...

Сегодня, чтобы подчеркнуть идею «непреходящей ценности», компания посвящает ручки из коллекции Meisterstuck знаменитым писателям, композиторам, ученым. Людям, чьи имена и произведения навсегда останутся в истории.

Скоро компании Montblanc исполнится сто лет. Она получила свое название в честь самой высокой горы Европы и сейчас, возможно, как никогда оправдывает его: выглядит столь же незыблемой и величественной. Но экзамен на прочность не заканчивается. Он происходит каждый день. Любая ошибка может нанести серьезный урон репутации компании — доброе имя будет запятнано. А что делает в таких случаях самурай, известно каждому... 

Михаил Лукашевич


Комментарии

Защита от автоматических сообщений