• Сегодня 29 марта 2024
  • USD ЦБ 92.26 руб
  • EUR ЦБ 99.71 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://t.me/cfo_russiaru

Татьяна Черемная: «Избавьтесь от иллюзий по поводу получения «дешевых» или даже бесплатных государственных денег»

09.02.2017

Татьяна Черемная: «Избавьтесь от иллюзий по поводу получения «дешевых» или даже бесплатных государственных денег»

Татьяна Черемная, руководитель рабочей группы по ГЧП Делового союза Евразии и спикер пятого форума финансовых директоров строительной отрасли, рассказала CFO-Russia, как наладить государственно-частное партнерство при реализации строительных проектов.

Каковы ключевые условия привлечения инвесторов в строительные проекты?

Самые главные условия привлечения инвесторов в любые проекты — это экономическая целесообразность, рентабельность и капиталоемкость проекта. Здесь не так важна сама сфера. Законы рынка едины для всех. Но, когда речь идет об участии в инфраструктурных строительных проектах, то тут ситуация может немного отличаться от привычной: так, на фоне существенного спада на строительном рынке инвестор ищет более надежные проекты. И здесь как раз ГЧП и различные его модификации (речь идет в том числе и о квази-ГЧП) становятся все интереснее для инвестора.

Возникает вопрос почему? Во-первых, потому что такие проекты предполагают некоторые гарантии, ведь государство (особенно в нашем менталитете) является одним из самых надежных партнеров.

Во-вторых, в таких проектах риски тщательно распределяются между сторонами. И происходит это в силу высокой социальной значимости таких проектов. Кроме того, в ряде случаев государство выступает гарантом сбыта продукции (потока клиентов, трафика в случае платных магистралей). Что автоматически гарантирует окупаемость.

В-третьих, проекты имеют высокую социальную значимость, неминуемо увеличивая возможности для общественного контроля, что в некоторой степени служит дополнительной гарантией выполнения обязательств со стороны государства (региона) или муниципалитета.

Таким образом, ключевые условия для привлечения инвесторов в строительные проекты в случае ГЧП подкрепляются дополнительными гарантиями рентабельности со стороны государства.

В каких сферах рынка государственно-частного партнерства сегодня наибольшее количество проектов, и какие сферы будут наиболее привлекательны для строительных компаний в ближайшей перспективе?

В разрезе количества всех реализуемых проектов государственно-частного партнерства (а их более 1300) больше 70% приходится на коммунальную инфраструктуру. Это все объекты ЖКХ — теплоэнергетика (например, реконструкция и модернизация котельных) и другие объекты. Далее около 20% приходится на социальную инфраструктуру (школы, больницы, туристические и спортивные объекты и т. д.) Затем следует небольшая по масштабу (всего 5% от общего количества проектов ГЧП), но самая значимая и капиталоемкая отрасль — транспортная инфраструктура, содержащая по большей части крупнейшие федеральные проекты). Ну, и самую незначительную долю — около 4% — занимает энергетическая инфраструктура.

Говоря о строительных проектах, нас, прежде всего, интересует реализация проектов в сфере строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры: объекты здравоохранения; объекты образования, культуры, спорта, объекты; объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов; объекты благоустройства территорий.

Перечень сфер содержится в законе о ГЧП, а также в законе «О концессионных соглашениях» — это основополагающие нормативно-правовые акты для всего инфраструктурного рынка, а потому не нужно пытаться сделать из своего строительного проекта какое-нибудь ГЧП и дальше его продвигать, обивая пороги властных структур.

Перечень объектов ГЧП (МЧП) закрытый, а потому если речь действительно идет об этих объектах, то можно смело относить их к сфере ГЧП, и в соответствии с теми нормами, которые там содержатся, выстраивать работу. Например, в рамках частной концессионной инициативы частный партнер самостоятельно может выйти с инициативой реализации проекта.

Кроме того, в перечень объектов добавились сельскохозяйственные, а также промышленные объекты. При выполнении определенных условий участие строительных компаний на подряде или субподряде для таких организаций может стать достаточно выгодным, доходным и минимально рисковым делом.

Кроме того, вся сфера социальной инфраструктуры является достаточно интересной для строителей на муниципальном уровне при наличии платежеспособного спроса. Кроме того, участие в таких социально значимых, но недостаточно высокорентабельных проектах может положительно сыграть на имидже самих компаний.

Государство все более расширяет количество сфер для взаимодействия государства и бизнеса в рамках ГЧП, а потому для строительных компаний — это хороший ход на падающем строительном рынке.

Сегодня появляются новые формы объектов, позволяющих соединять «чисто» строительные проекты и социальную инфраструктуру. Особенно это актуально для проектов, реализуемых комплексно в виде технопарков, туристско-рекреационных кластеров и других комплексных проектов. Такие формы позволяют одновременно решать и социальную задачу государства, и задачу развития бизнеса, и вложения средств инвесторов.

ГЧП при реализации таких строительных проектов является ключевым параметром повышения гарантий возврата средств, снижения рисков и повышения общего уровня рентабельности.

С какими подводными камнями может столкнуться строительная компания, входя в ГЧП-проект? Как их можно обойти?

Во-первых, как я уже сказала, не любой строительный проект можно «подогнать» под ГЧП, есть свои правила игры и на этом рынке, потому стоит выстраивать работу в соответствии с ними и адекватно оценивать свою готовность к взаимодействию с государством.

Во-вторых, нужно понимать, что взаимодействие с государством зачастую выстраивается на протяжении нескольких лет. Избавьтесь от иллюзий по поводу получения «дешевых» или даже бесплатных государственных денег. Да, в большинстве субъектов разработаны программы реализации ГЧП-проектов, есть определенный посыл со стороны государства, есть заинтересованность губернаторов, но в то же время здесь есть свои риски, и их нужно просчитать и сопоставить.

Но не нужно и бояться рынка, полагая, что он сложный, дорогой и закрытый. Сегодня законодатель идет по пути как расширения сфер для реализации ГЧП-проектов, так и увеличения прав частной стороны (частная инициатива), а также снижения средней капиталоемкости проектов. Тем самым расширяя возможности для участия в ГЧП (МЧП) различных хозяйственных субъектов, включая субъекты малого и среднего бизнеса.

Задать собственные вопросы Татьяне вы сможете на пятом форуме финансовых директоров строительной отрасли, который пройдет 16–17 марта в Москве.

Ирина Экзархо


Комментарии

Защита от автоматических сообщений