• Сегодня 29 марта 2024
  • USD ЦБ 92.26 руб
  • EUR ЦБ 99.71 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://vk.com/cforussia

Владимир Петухов: «Контроллинг координирует запросы и получение необходимой информации от всех подразделений компании»

26.04.2017

Владимир Петухов: «Контроллинг координирует запросы и получение необходимой информации от всех подразделений компании»

Владимир Петухов, руководитель отдела финансового контроллинга компании «Зельгрос» и спикер Десятой конференции «Корпоративный контроллинг», рассказал CFO Russia, как контроллингу найти свое место в структуре современной компании.

Чем занимается и не занимается отдел контроллинга? Зачем руководству и/или собственнику компании эта функция?

Во-первых, хотелось бы сразу определить основные задачи контроллинга: управленческий учет, планирование/бюджетирование, управление ликвидностью (казначейство). Концентрация этих задач в одном подразделении принята преимущественно в иностранных компаниях.

Насколько мне известно, в российских компаниях раньше не существовало специальных подразделений, занимающихся всеми вышеуказанными задачами. Так, управленческим учетом занимаются бухгалтеры, менеджеры, экономисты. Планированием, как правило, занимается также отдельное подразделение или лично финансовый директор, а казначейская функция либо исполняется бухгалтерией, либо казначейством.

Такое разделение функций приводит к катастрофическому недостатку информации для исполнения каждым из этих подразделений своих функций. А информационный обмен между подразделениями чаще всего становится самым слабым местом такой модели организации.

В нашей компании в контроллинге объединены все эти функции, что позволяет в любой момент времени иметь всю необходимую информацию как для подготовки управленческой отчетности для руководства, так и для планирования или управления ликвидностью.

Информационные системы компании позволяют сконцентрировать всю работу с первичными документами в бухгалтерии. Контроллинг использует выгрузки из различных информационных систем в качестве исходной информации для анализа.

Кроме вышеназванных функций контроллинг берет на себя ответственность за весь информационный обмен компании с учредителями, материнской компанией, а также представляет необходимые данные по запросам госорганов.

Контроллинг не занимается обработкой первичных бухгалтерских документов, не общается напрямую с поставщиками или клиентами компании, не занимается тотальным планированием платежей.

Зачем нужен контроллинг руководству? Во-первых, в такой схеме контроллинг становится единственным подразделением в компании, которое в состоянии предоставить руководству оперативную информацию в требуемом виде для принятия правильных управленческих решений.

Во-вторых, на основе этой информации в тесном взаимодействии с руководством контроллинг готовит прогнозы развития компании, бюджеты и стратегические планы. Для выполнения этих задач именно контроллинг координирует запросы и получение необходимой информации от всех подразделений компании, ответственных за достижение поставленных целей.

Как ещё отдел контроллинга вашей компании взаимодействует со смежными подразделениями?

В компании постоянно происходит информационный обмен между контроллингом и структурным подразделениями.

Наиболее интенсивная работа ведется с бухгалтерией. Бухгалтерия вводит первичные документы в SAP, при необходимости предоставляет детальную информацию о проведенных операциях и первичных документах. Также консультирует по вопросам начисления налогов.

Остальные подразделения компании получают ежемесячные отчеты по результатам своей деятельности, комментируют отклонения от бюджета или прошлых периодов, участвуют в процессе подготовки бюджета компании по своим зонам ответственности.

Контроллинг имеет полномочия запрашивать во всех подразделениях любую информацию, необходимую для подготовки ответа на запрос руководства или подготовки управленческой отчетности. При этом важно помнить, что для того, чтобы получить требуемые данные вовремя и в пригодной для использования форме, следует максимально подробно указать в запросе, какая требуется информация, по какому поводу, в каком виде и к какому сроку.

Менялись ли со временем обязанности функции контроллинга в вашей компании?

Конечно, определение функций зависит от многих факторов: размер компании, потребности руководства в информации для анализа и принятия управленческих решений.

Когда я пришел в компанию, в контроллинге работал один человек и его основными задачами были: регулярная ежедневная подготовка статистики, подготовка месячных отчетов, совместно с финансовым директором финансовое планирование и бюджетирование.

В процессе развития компании добавились обязанности подготовки подробных месячных отчетов по отдельным подразделениям и отдельным статьям расходов для подробного анализа; организация и координация бюджетного процесса с вовлечением основных функциональных подразделений компании, управление проектами оптимизации расходов и инвестиционного контроллинга и т. д.

С ростом количества открытых торговых центров и оборотов также пропорционально увеличивался объем информации для анализа и отчетности. Так, когда я пришел в компанию, у нас только открылся первый гипермаркет, на настоящий момент открыто 8 гипермаркетов, еще 1 открывается в ближайшие месяцы, а 2 находятся в процессе строительства.

Кроме того, со временем меняются потребности руководства компании по объему и структуре анализируемых данных, представляемых в стандартных отчетах или отчетах, которые мы готовим по запросу руководства.

Задать собственные вопросы Владимиру и узнать больше об опыте «Зельгрос» вы сможете на Десятой конференции «Корпоративный контроллинг», которая состоится 25 мая 2018 года в Москве.

Ирина Экзархо


Комментарии

Защита от автоматических сообщений