• Сегодня 29 марта 2024
  • USD ЦБ 92.26 руб
  • EUR ЦБ 99.71 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://t.me/cfo_russiaru

Кирилл Кузнецов, Tendery.ru: «Механизм выбора победителя тендера – одна из ключевых точек управления итогом закупки»

31.08.2017

Кирилл Кузнецов, Tendery.ru: «Механизм выбора победителя тендера – одна из ключевых точек управления итогом закупки»

Механизм выбора победителя тендера — одна из ключевых точек управления итогом закупки, наряду с требованиями к поставщику, техническим заданием и условиями исполнения договора. Кирилл Кузнецов, генеральный директор Центра эффективных закупок «Tendery.ru» и спикер конференции «Управление закупками и цепями поставок», рассказал CFO Russia о механизме выбора победителя тендера.

Каковы критерии выбора победителя тендера?

Подходы у заказчиков очень рознятся. Как правило, учитывается цена, качество, сроки, квалификация, надежность поставщика.

Если в государственных закупках явный тренд к выбору по цене, то в государственно-корпоративном и коммерческом секторе критерии гораздо разнообразнее. Иногда цена договора даже не играется. Например, заказчик заплатит фиксированную сумму, а выберет того, кто готов за эти деньги поставить продукцию на лучших условиях или же в большем количестве. Или играется не цена, а общие издержки заказчика, и тогда среди критериев могут быть такие как размер аванса или график платежей. Встречаются и довольно нестандартные критерии, например количество предлагаемых единиц продукции (при общей фиксированной цене договора). А так же зависящие от специфики предмета закупки. Например, при лизинге могут использоваться такие критерии как сумма лизинговых платежей, среднегодовое удорожание предмета лизинга и др.

Решающую же роль в выборе критериев и их значимости играет определение заказчиком, что для него означает эффективность конкретной закупки.

Каковы типичные ошибки оценки по неценовым критериям?

Первая группа ошибок — математические. Например, использование формул распределения баллов без учета влияния на результаты демпинговых предложений (а неценовой «демпинг» явление, увы, не редкое).

Например, если для присуждения баллов используется сопоставление оцениваемой заявки и лучшей, без учета возможности аномальных отклонений. В такой ситуации критерий по сути «выключается» и перестает влиять на общую оценку для всех участников, кроме демпингующего.

Рядом — ошибки выбора критериев оценки и их значимости. Например, влияет ли на выбор подрядной организации сроки, в которые она готова возвести объект? Иногда — нет, например, если сроки поставки оборудования, сырья и подбора персонала для работы в новом цехе значительны, а значит рано сданный объект будет бесполезно простаивать.

Но в некоторых случаях выигрыш во времени для заказчика может быть весьма важен. Например, если он сразу начинает получать доходы.

Наконец, очень опасными являются критерии неисчислимые, в значительной мере зависящие от субъективного предпочтения члена закупочной комиссии. Какие функциональные характеристики оборудования важнее, какой дизайн рекламной продукции красивее и действеннее, какое кресло красивее или удобнее? По возможности, подобные критерии надо исключать из оценки.

Как определяются победители в «зонтичных закупках»? Какие сложности могут при этом возникнуть?

Обычно под «зонтичными» понимают закупки с несколькими победителями. Бывают разные схемы таких отборов. Например, победитель получает 70% от общего объема, а занявшие второе и третье место, соответственно, 20% и 10%. Или же выбирается несколько победителей, которые получают одинаковые объемы.

Однако наиболее востребованными являются закупки, при которых одинаковые договоры заключаются с несколькими участниками с фиксированием единичных расценок. И далее, заказчик при необходимости продукции направляет заявку на нее тому из поставщиков, у которого расценки на нее минимальны и она есть в наличии. При этом поставщики вправе снижать свои расценки. Подобное решение очень подходит и для закупок «мелочевки».

Но вот администрировать такую систему связанных договоров непросто, возникают риски необъективных действия сотрудников заказчика, проблемы с формированием одной номенклатуры. Поэтому хорошим решением в этом случае является электронизация «зонтичных закупок», например, в формате электронных магазинов или торговых порталов.

Задать свои вопросы Кириллу и узнать больше о Tendery.ru вы сможете на конференции «Управление закупками и цепями поставок», которая пройдет 12—13 октября 2017 года в Москве.

Ирина Экзархо


Комментарии

Защита от автоматических сообщений