Роман Десятов, «М.Видео»: «Мы самостоятельно создали мобильное приложение и ряд внутренних информационных систем компании»

Роман Десятов, «М.Видео»: «Мы самостоятельно создали мобильное приложение и ряд внутренних информационных систем компании» 07.02.2018

Роман Десятов, руководитель департамента электронной коммерции ИТ-подразделения «М.Видео» и спикер Третьей встречи дискуссионного клуба «Информационные технологии в ритейле: диалог на высшем уровне», рассказал CFO Russia, как и зачем компании разрабатывать собственные ИТ-решения.

Какие требования к ИТ-платформе ставит «М.Видео»?

Гибкость, масштабируемость, надежность, управляемость.

Наши бизнес-заказчики весьма креативные люди — у них много идей, как сделать работу «М.Видео» ещё более эффективной. Как следствие, IT-дирекция часто сталкивается с необходимостью быстро внедрять сложные изменения, делать пилотные проекты с новыми подрядчиками и при этом сохранять высокий уровень надёжности информационных сервисов.

То есть вы сами создаете ИТ-платформу компании?

Не всегда. В каждом конкретном случае мы анализируем поставленные задачи и имеющиеся на рынке продукты. Если видим подходящее готовое решение, покупаем его. Это выгоднее, чем создавать аналогичный продукт своими силами. Раньше мы фокусировались исключительно на коммерческих продуктах уровня Enterprise, а сейчас рассматриваем построение приложений из популярных open source технологий как реальную альтернативу покупке дорогих решений.

Кто в вашей компании принимает это решение?

Команда архитекторов совместно с ИТ-директором. Архитекторы определяют, какие решения нужны бизнесу и как они должны вписаться в общую ИТ-архитектуру компании. Затем анализируют представленные на рынке продукты: если наши требования уникальны и ни одно представленное на рынке решение не может их полностью удовлетворить, то архитекторы решают разрабатывать свой продукт на основе утверждённого стека технологий.

Вы реализуете проекты по созданию собственных ИТ-решений только силами внутренних сотрудников?

Отнюдь. Мы активно используем помощь внешних консультантов.

Для какого направления бизнеса вы создали ИТ-решение самостоятельно?

Мобильные приложения, печать ценников в рознице и ряд внутренних информационных систем.

Почему вы решили не брать готовые продукты?

Как я уже говорил, у нас нет неприятия готовых продуктов. Мы анализируем не только функциональные требования к разрабатываемым продуктам, но и отвечаем на следующие вопросы:

  • Какое значение имеет данная система для реализации бизнес-стратегии?

  • Являются ли бизнес-процессы, поддерживаемые этой информационной системой, нашим конкурентным преимуществом? Насколько легко наши конкуренты смогут повторить подобный продукт?

  • Насколько предсказуемы требования пользователей и конечных покупателей? Насколько интенсивно мы будем развивать систему? Как часто будет менять основной функционал?

  • Есть ли на рынке решения, которые удовлетворяют наши требования хотя бы на 70%? Насколько сложно их дорабатывать? Как они масштабируются и управляются?

  • Насколько распространены технологии, лежащие в основе конкретной информационной системы? Легко ли найти таких специалистов на рынке? Много ли компаний занимаются сопровождением и развитием таких систем?

  • Как эта информационная система впишется в наш общий ландшафт и стек технологий?

В зависимости от ответов на данные вопросы мы принимаем решение.

Раньше мы покупали лучшее решение на рынке и старались его интегрировать в наш ландшафт. При этом нередко значительно трансформировали всю систему, чтобы она поддерживала наши бизнес-процессы. В результате, получалось уникальное «переписанное» решение с оплаченными лицензиями и огромным количеством трудозатрат на внедрение. При этом мы платили за поддержку вендора, но не могли мигрировать на новую версию из-за баснословной стоимости переноса всех наших модификаций.

В итоге, мы пришли к выводу, что наша гибкость и желание предоставить клиентам лучшие возможности для взаимодействия с компанией не всегда сочетаются с предлагаемыми на рынке коробочными ИТ-решениями.

К тому же, мы сменили примеры для подражания. Если раньше мы смотрели только на опыт наших коллег из международного ритейла и выбирали используемые ими продукты, то сейчас больше ориентируемся на организации из разных отраслей, которые изначально создавались как ИТ-компании: Alibaba, Amazon, Яндекс, Мейл.ру и т. д.

Не могли бы вы выделить основное преимущество, которое ваша компания получила за счет разработки собственных ИТ-решений?

Основным преимуществом я бы отметил реализацию принципа омниканальности. Для начала поясню, что такое омниканальность. Это интеграция различных каналов коммуникации и продаж в одну систему. Она позволяет сделать покупательский путь короче и проще, а значит, привлечь и удержать больше клиентов. Предположим, наш потенциальный покупатель увидел интересующий его товар на сайте. После работы он может зайти и посмотреть его «в живую» в магазине. По дороге из магазина домой обдумать необходимость покупки, принять решение и сделать заказ с помощью мобильного приложения. При этом в любом из перечисленных каналов покупатель будет получать одинаковые данные (ассортимент, цены и т. д.), а также единый клиентский сервис.

Если создавать каналы по отдельности, то реализация омниканального подхода может быть долгим и сложным процессом. Поэтому мы решили изменить нашу ИТ-архитектуру. Мы максимально упростили клиентские системы, а все бизнес-расчеты перенесли на внутреннюю платформу, скрытую от глаз покупателей. Сейчас у нас в различных клиентских системах единая сервисная платформа, которую разрабатывали внутренние сотрудники совместно с привлечёнными специалистами. Этот проект — сердце нашей новой архитектурной парадигмы.

Задать свои вопросы Роману и узнать больше об опыте «М.Видео» вы сможете на Третьей встречи дискуссионного клуба «Информационные технологии в ритейле: диалог на высшем уровне», которая пройдет 16 февраля 2018 года в Москве.

Ирина Экзархо


Наверх