Кирилл Гринченко, СГК: «Мы усилили внутренний контроль, что повлияло на снижение налоговых рисков»

Кирилл Гринченко, СГК: «Мы усилили внутренний контроль, что повлияло на снижение налоговых рисков» 16.02.2018

Кирилл Гринченко, налоговый юрист управления по налогам «Сибирской генерирующей компании» и спикер Двенадцатого форума «Корпоративное налоговое планирование», рассказал CFO Russia о преимуществах внедрения и использования в компании внутренних регламентов, в которых закреплены меры должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Сотрудники СГК используют в работе внутренние регламенты, в которых закреплены меры должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента. Что включают в себя эти регламенты?

Внутренние регламенты компании в части должной осмотрительности и осторожности, подготовленные налоговыми специалистами, описывают как систему проверки потенциального контрагента, так и не менее важный вопрос взаимодействия между различными подразделениями компании. Для нас крайне важно предпринимать все возможные меры для недопущения взаимодействий с сомнительными контрагентами, но при этом не входить в споры с инициаторами заключения договоров.

Как давно вы используете внутренние регламенты компании в части должной осмотрительности?

Компания осуществляет внимательную проверку контрагентов с момента начала своей хозяйственной деятельности. Новый виток регламентации и модернизации системы проверки произошел после внедрения новых электронных систем контроля у налоговых органов. Следует признать, что теперь должная осмотрительность должна быть и «шире» и, одновременно, «проще».

Расширение проявляется в том, что запрос учредительных документов, а также ряда справок (справки о кадровых ресурсах, об аналогичных проектах и т. п.), теперь не означает проявление должной осмотрительности. Налоговые органы требуют подтвердить факты взаимодействия сотрудников контрагента с сотрудниками компании, нахождения контрагента по юридическому адресу и даже, например, расходы контрагента на выполнение работ (оказание услуг).

ФНС не только расширяет требования к глубине проверки, но и, используя автоматические информационные системы, увеличивает количество запросов о сомнительных контрагентах. Упрощение процедуры проверки требует уже менеджмент компании, ведь нам может просто не хватит ресурсов для проверки тысячи контрагентов и формирования индивидуальных ответов на многочисленные требования налоговых органов.

Какие механизмы работы с контрагентами внесены в регламенты как наиболее эффективные?

Приведу такой пример. Как известно, сфера закупок товаров, работ и услуг регламентируется государством с помощью федеральных законов (44-ФЗ и 223-ФЗ) и некоторых подзаконных актов. Правила распространяются на государственные компании, некоторые естественные монополии, энергетические компании и на ряд других коммерческих организаций. Одна из основных целей государства — обеспечение добросовестной конкуренции и недискриминации отдельных хозяйствующих субъектов.

К сожалению, пожелания налоговых органов к должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента пока не получили полного отражения в законодательстве о закупках. Возможно возникновение ситуации, при которой некий контрагент признается победителем закупки, но не проходит какие-то процедуры в рамках должной осмотрительности. В этом случае, отказав контрагенту в приобретении товаров (работ, услуг) компания нарушит законодательство о закупках, что будет чревато судебными тяжбами с контрагентом.

Налоговые специалисты нашей компании разработали инструкцию по осуществлению мер должной осмотрительности, которая была направлена, прежде всего, инициаторам/кураторам договоров и сотрудниками службы закупок, на основании которой были скорректированы внутренние документы этих служб и модернизирована система взаимоотношений с потенциальными контрагентами. Теперь уже на этапе переговоров и формирования коммерческих предложений контрагента информируют о необходимости налоговой добросовестности и ее документального подтверждения.

Какой эффект получила ваша компания, внедрив и используя эти внутренние регламенты?

Эффект внутренних регламентов можно рассмотреть сразу с нескольких сторон:

  • в компании был усилен внутренний контроль, что повлияло на снижение налоговых рисков;

  • было уменьшено количество спорных ситуаций между подразделениями компании;

  • общество получило сильный аргумент в поддержку факта надлежащего осуществления мер должной осмотрительности в случае судебных споров с налоговыми органами;

  • внутренние инструкции были доведены до сотрудников компании, работающих в не связанных с налогами областях. Теперь они имеют представление о должной осмотрительности и ее элементах, что принимают во внимание в ходе взаимодействия с контрагентами.

Задать свои вопросы Кириллу и узнать больше об опыте СГК вы сможете на Двенадцатом форуме «Корпоративное налоговое планирование», который пройдет 1–2 марта 2018 года в Москве.

Ирина Экзархо


Наверх