• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://t.me/cfo_russiaru

Жан-Эммануэль Афота: «Я могу дать совет всем руководителям – наличие хобби помогает лучше и эффективнее работать»

01.02.2011

Жан-Эммануэль Афота: «Я могу дать совет всем руководителям – наличие хобби помогает лучше и эффективнее работать»

Что нужно, чтобы строить карьеру в международной компании? Каким образом пение помогает лучше справляться с работой? Сколько времени нужно тратить на коучинг? На эти и другие вопросы мы попросили ответить Жана-Эммануэля Афота, финансового директора «Вольво Финанс Сервис Восток».

Расскажите о принципах работы финансового директора VolvoFinancialServices.

Это мой кабинет, дверь в него всегда открыта. Как правило, я сижу лицом к входящему. Так у сотрудников возникает ощущение, что они пришли ко мне в гости. Вот еще один стол: за ним я работаю на компьютере. Мне не хочется возводить границы между собой и сотрудниками, поскольку они и так знают, что я начальник. Для работы лучше, если они понимают, что всегда могут прийти ко мне, чтобы им было комфортно задать мне вопрос, попросить о помощи.

У нас есть документ под названием Volvo Way – это кодекс поведения в компании Volvo. Он учит, как строить отношения с коллегами. Мы очень гордимся, что разработали такой документ. Каждый сотрудник, который поступает на работу в нашу компанию, обязан его прочитать. В нем указано, как выстраивать отношения с клиентами, коллегами и поставщиками. Это очень важно для нас. Volvo – шведская компания. В Швеции принято профессиональное единение вне зависимости от статуса. Например, премьер-министр Швеции путешествует обычным самолетом, эконом-классом. Что касается Франции - а я сам француз, - то там так не принято.

Для нас в Volvo очень важно, чтобы люди занимались любимым делом, а не работали ради статуса. Мы хотим видеть в своей команде профессионалов, а не людей, которые гонятся за более дорогими машинами, комфортабельными кабинетами и т.д. У нашего генерального директора в Швеции маленький кабинет, хотя она управляет тысячами сотрудников, а оборот компании составляет около 50 млрд евро. И то, что у руководства вообще есть отдельный кабинет, обусловлено лишь необходимостью конфиденциальных разговоров.

Мы хотим, чтобы люди, которые к нам приходят, работали с нами как можно дольше. Когда сотрудник уходит, это влечет за собой дополнительные расходы для компании – нужно найти ему замену и обучить новобранца. Наша политика такова: нанимать сотрудников и развивать их, чтобы они могли делать карьеру внутри компании. 30% своего рабочего времени я трачу на коучинг подчиненных.

Как долго вы работаете в Volvo?

10 лет.

В каких странах вы успели поработать?

Во Франции, Испании, Голландии, Бельгии и России. В Испании 2 года, 4 года в странах Бенилюкса. И уже 2,5 года я в России. Я надеюсь, что останусь здесь подольше. Я очень люблю и глубоко чувствую русскую культуру. Мне здесь очень хорошо и никогда не бывает скучно.

Это политика компании, согласно которой вам приходилось так часто менять страны?

Нет, я всегда хотел работать за границей. В нашей компании есть две категории сотрудников. Первые работают на родине, вторые – так называемые международные afota-map-small.jpgменеджеры. Поскольку Volvo – это международная компания, и мы работаем в разных странах, то компания нуждается в людях, способных находить общий язык с сотрудниками из разных стран. Я выбрал этот путь, но он не легок. Я не знаю, когда мне придется уехать из страны и когда я вернусь домой. Гарантий никто не дает. Те, кто хотят поехать за границу, скажем, на 2 года, просто чтобы заработать больше денег, а потом вернуться обратно, в компании не нужны. Когда мне предложили поехать в Россию, мне не обещали, что я скоро вернусь во Францию. При таком раскладе ты обязательно должен справиться с работой. А не просто ждать, пока закончится твой контракт.

Вас не пугает мысль, что вы можете никогда не вернуться во Францию?

Было трудно привыкнуть к этой мысли. Но таковы условия работы.

Как вы изучали русский язык?

Компания оплачивает только 100 часов изучения языка. Но я продолжаю изучать русский и сам плачу за уроки. Это мой личный выбор. Технические специалисты могут и не учить язык, но руководителю важно владеть языком, на котором говорят его сотрудники.

По вашему мнению, какова роль финансового директора в том, чтобы воплощать в жизнь принципы Volvo Way?

Сотрудники знают больше, чем я. Иногда люди думают, что начальник все знает, как будто он какой-то супергерой. Это не так, никто не может всегда и на все иметь правильный ответ. Я завишу от своей команды. Если они плохо работают, то у нас у всех будет плохой результат. Есть начальники, которые думают, что главное – отношения. Но для нас важны и результаты. Если отношения хорошие, а результата нет, то это тоже неудача. Главный бухгалтер лучше меня разбирается в налогообложении и бухгалтерии, финансовый контролер лучше разбирается в отчетности, поэтому я вижу свою роль не в том, чтобы делать за них их работу, а в том, чтобы контролировать и направлять их. Я должен добиться, чтобы сотрудники понимали, что они должны делать, чтобы им была понятна стратегия компании, чтобы они правильно определяли приоритеты, соблюдали сроки. Каждое утро я стараюсь первым делом пообщаться со всеми сотрудниками, чтобы узнать, как у них дела. Если я вижу, что кто-то плохо себя чувствует, я выпью с ним кофе и постараюсь понять, все ли в порядке. Если я вижу, что человек очень устал, я могу отпустить его домой, дать дополнительный выходной. Я стараюсь чувствовать и влиять на атмосферу и настроение в коллективе, следить, чтобы не было конфликтов. Спрашивая, как дела, что делали в выходной, что за задачи у вас на сегодня, я контролирую, что происходит в отделе. Я стараюсь выявлять проблемы на ранней стадии и не допускать их замалчивания.

Вы и ранее в других странах работали в подразделении Financial Services?

Нет, я был финансовым директором Renault Trucks, это тоже подразделение группы компаний Volvo. За эти годы мне приходилось менять не только страны, но и подразделения. В нашей группе можно строить карьеру так, как вы этого хотите. Если у вас есть терпение, и вы готовы прикладывать усилия, то это возможно.

Какая работа была вам наиболее интересна?

Все интересно, каждый раз это работа с новыми людьми, новая культура. Я вообще не люблю рутину, когда изо дня в день приходится делать одно и то же. А возможность каждые 3-4 года фактически менять работу меня очень привлекает. Конечно, кто-то предпочитает насиженное место, и такие сотрудники тоже нужны компании. Но менеджеры должны быть гибкими и уметь адаптироваться к новым условиям.

Во сколько начинается ваш рабочий день?

Обычно я на месте уже в 8:30. Я прихожу пораньше, чтобы успеть спокойно поработать до того, как придут все сотрудники и начнутся звонки и разговоры. Я очень люблю этот первый час на работе. К тому же наш головной офис находится в Америке, Volvo Treasury – в Швеции, у нас есть несколько центральных департаментов в Брюсселе. Это значит, что утром я могу прочитать письма, которые приходят из других стран и континентов. Потом приходят сотрудники, и я иду общаться с командой. Потом afota-foto-small.jpgначинаются встречи – по бюджету, по проектам, по отчетности и т.д. Это обычное течение рабочего дня. Конечно, у меня также бывают командировки и встречи с клиентами, совещания с другими отделами. Я также участник кредитного комитета, который проводится каждые два дня. По должности я не только финансовый директор «Вольво Финанс Сервис Восток», но и заместитель генерального директора. Это значит, что когда руководителя компании нет в офисе, то я принимаю решения о кредитах и т.д. Он все время в разъездах, и я обязан предоставлять ему информацию о том, что и как у нас происходит. Каждый день я не менее получаса общаюсь с ним по телефону. Я также несу ответственность за выстраивание отношений с другими департаментами – Renault Trucks, Volvo Trucks, Volvo Construction Equipment. Например, сегодня у меня была встреча с Renault Trucks: мы обсуждали, что они собираются делать в следующем году, какие новые потребности у наших клиентов. Я также встречаюсь с представителями различных банков, участвую в конференциях и саммитах. Для меня участие в подобных мероприятиях очень важно, это хорошая возможность обменяться опытом. Я принимаю участие в собрании директоров, не только в нашей компании, но и в другом подразделении.

Что для вас самое важное в работе?

Самая важная часть работы для меня – это отношение с людьми. Мне нужно знать, что я могу положиться на них. Я провел с ними много времени и теперь уверен, что мы – команда. Очень важно, что есть люди, которые могут реагировать на проблему и в мое отсутствие. Мы очень зависим от колебаний курсов и можем быстро потерять деньги, если не будем реагировать слаженно.

Важная часть работы – разбираться и объяснять, но при этом люди должны чувствовать границы, что мы не друзья, а команда профессионалов, проблемы должны быть озвучены по мере появления. Если проблемы скрываются, это не профессионализм. Это также отражено в кодексе Volvo Way.

Как вы проводите свободное время?

Мое главное хобби – пение. Я начал петь 3 года назад. Приехав в Россию, я познакомился с Еленой – профессиональной певицей (меццо-сопрано). Она дает мне уроки по вокалу и иногда выступает в Мариинском театре. Я и сам уже участвовал в 3 концертах. Последний концерт был с профессиональными певцами, в том числе с главным концертмейстером города Самары. Пение наполняет меня энергией, помогает бороться со стрессом. Я могу дать совет всем руководителям – наличие хобби помогает лучше и эффективнее работать. Еще Черчилль, который был также художником и писателем, говорил, что человек, у которого есть хобби, лучше работает.

Я также провожу свободное время с семьей – у меня трое детей, они тоже живут в России.

Вы любите путешествовать?

Я очень люблю путешествовать по России. Я был уже в нескольких очень интересных местах: на Байкале (это место оставило очень яркие впечатления), также в Казани, Екатеринбурге, на Соловках, в Карелии, конечно же в Петербурге, проехал по Золотому кольцу. И, разумеется, раз в год я езжу во Францию, встречаюсь с родителями и родными.

Есть ли у вас любимые бизнес-книги?

Я занимался в бизнес-школе, периодически слушаю обучающие программы по радио или интернету, но самое важное для меня – практика. Так что я не большой поклонник деловой литературы. Теория, конечно, интересна, но главное – практика.

Ваше самое большое профессиональное достижение?

Если говорить о каком-то одном свершении, то 10 лет назад я убедил совет директоров инвестировать 100 миллионов евро в Германии. Для того времени это было большое достижение, потому что компания впервые (Renault Trucks) инвестировала такие деньги. Инвестиционный проект был одобрен президентом всей группы компаний, и я до сих пор храню документ с его подписью.

Но для меня главное достижение – это каждый день, на каждом новом этапе, на новой должности суметь заслужить доверие. Задача финансового директора – поддерживать бизнес. Мы ведь не продавцы, не фронт-офис. Но поддержка не может быть без доверия. Важно заслужить доверие руководства и быть достойным этого доверия.

Текст: Светлана Садовская

Фото: Ирина Макарова 



Материалы по теме:

Статьи

Комментарии

Защита от автоматических сообщений