• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://t.me/cfo_russiaru

О жизни сигар и их ценителей

18.09.2007

Автор: Влад Тенсин, менеджер по экспорту компании «Русский Стандарт Водка»

Иногда спрашивают: какие сигары вы предпочитаете и почему? Но на деле никто не курит только один сорт: каждый вид сигар подходит для определенного блюда или напитка, времени года, настроения, обстановки и погоды. А я при покупке обычно руководствуюсь тем, сколько времени проведу с сигарой. Раскуривая ее, вы должны понимать, что в течение ближайшего получаса не побежите танцевать или менять колесо. Хотя можно поступать, как кубинцы: с сигарой в зубах водить мотоцикл или читать нотации детям.

О жизни сигар и их ценителей Начиная курить сигары, человек меняется. Исчезает желание тусоваться, появляются излюбленные места, круг общения сужается, но становится намного более качественным. Тебя начинают привлекать люди, с которыми приятно провести, по крайней мере, четверть часа – пока куришь сигару. А ведь сегодня многие общаются друг с другом не более минуты.

Сигары напоминают вино. Есть удачные и неудачные годы для табака, а еще он особым образом выдерживается в течение нескольких лет. Поэтому с виду одинаковые сигары могут быть хороши или неинтересны в зависимости от года производства. На Кубе это осложняется социализмом: на родине лучших сигар огромное количество заводов производит одни и те же марки. Более качественный продукт можно определить только по коду фабрики, который ставится на обороте сигарной коробки. Впрочем, кубинцы стремятся этому помешать, периодически меняя свои коды: мол, у вас не должно возникнуть ощущения, что вы купили второсортную сигару.

Я столкнулся с культурой сигары в 21 год, когда поехал на практику в Отдел изучения внешней политики Республики Куба. Я заболел Кубой – полюбил страну и ее жителей, изучил язык. В то время, в начале 90-х, на Острове свободы были тяжелые времена. Но кубинцы не унывали, крутили сигары, иногда даже из совершенно неподходящего табака. Сейчас на Кубе сигарами занимается каждый третий, а я знаю и наших соотечественников, которые неплохо овладели искусством торседора – крутильщика. Порой у них неплохо получается. То, как вы оцените такую сигару, зависит от ваших пристрастий. Я, например, люблю сравнительно молодые сигары, а кто-то предпочитает винтажные, выдержанные особым образом. Мои предпочтения скорее прагматичны, поскольку сохранить коллекционные сигары в наших условиях очень тяжело.

Сигары как продукт делятся на несколько классов. Самый востребованный – Totalmente a mano – «полностью ручная работа». За ним следуют различные варианты Mechanisado – сигары, скрученные машинным способом. Есть и промежуточный тип – Hecho a mano (что в переводе также означает «сделано вручную»). Здесь используется специальная машинка, но только для скрутки сердцевинной части сигары. В каждом классе есть свои градации, особенно много среди Totalmente a mano, где распространены разнообразные «ограниченные выпуски» и винтажные сорта.

Сигара состоит из трех составляющих: сердцевины, связующего и покровного листов. Табак выращивают с учетом этого разделения. Самые широкие нижние листья табачного куста укрываются от солнца и после сбора определенным образом выдерживаются в течение двух лет. Благодаря этому они становятся пластичными и не очень крепкими при курении, что удобно для скручивания и важно для букета сигары. Кроме того, покровный лист должен быть безупречным внешне: никто не станет покупать сигару, которая выглядит потрепанной. Верхние листья табака, которые идут на «начинку», впитывают больше солнца и приобретают крепость, которую особенно любят афисионадо – ценители сигар.

Собственно, изготовить сигару – это как сделать большую сигарету, но без бумаги. Покровный и связующий листы выполняют функцию скрепляющей гильзы, «тело» сигары играет роль наполнителя. Все три компонента – сердцевина, связующий и покровный листы – отличаются по крепости. Обычно в сигаре используется не более двух-трех сортов табака, очень часто – один, просто разные части растения годятся для личных целей. Вырастить качественный покровный лист или «сердцевину» – отдельное искусство, поэтому в одной сигаре могут сочетаться покровный лист из Виргинии, связующий – из Гондураса и начинка с Кубы. На каждой фабрике есть люди, которые не только сами скручивают сигары, но и являются великими мастерами табачного купажа. Они отбирают уникальные партии табака, готовят смесь, и появляется неповторимый «ограниченный выпуск». Сигары часто носят имена таких купажистов-виталье, как их называют на Кубе. Например, есть марка Vegas Robaina, названная в честь знаменитого специалиста по табаку, лично разработавшего многие сорта сигар.

Кстати, сигары скручивают в основном мужчины, и миф о «мулатке, крутящей сигару на бедрах», – это просто выдумка. Торседор работает на специальном столе, где в лотках разложены разные листья табака, и орудует ножом, напоминающим топорик без рукоятки. Выдернув жилку из табачного листа, он аккуратно укладывает на него наполнитель. Когда сигара свернута, она аккуратно обрезается с обеих сторон, а на «курительный» кончик наклеивается колпачок из табачного листа, который перед курением нужно срезать. Клей совершенно безвреден, он делается на основе крахмала. На готовую сигару надевается бант – нечто вроде индивидуальной этикетки, хотя есть сорта и без бантов. Наконец, сигары раскладываются по коробкам из испанского кедра, который сохраняет оптимальную температуру и влажность.

Жизнь сигары может длиться более десяти лет при условии, что она правильно хранится. Необходимая влажность – 70%, температура – около 17 ˚С, и если не поддерживать такой режим, можно погубить даже самую дорогую сигару. Пересушенная, она при постукивании звучит, как барабан. Но хуже всего, когда сигару сначала пересушивают, а потом увлажняют. С виду она, вроде бы, ничего, но при курении чувствуется сырость, ее тяжело тянуть, и это разрушает удовольствие. В России часто сигары продаются переувлажненными или, наоборот, пересушенными. Иногда они даже успевают пройти несколько таких стадий. Много у нас и контрабандных сигар, еще больше – подделок, причем некоторые из них крутятся прямо здесь из непонятного табака. Их поставка в рестораны упрощается тем, что не требуется даже подделывать коробку – сигары продаются поштучно. В результате тот, кто не очень разбирается в предмете, покупает в ресторане за бешеные деньги сигару с прекрасным бантом, неплохо скрученную, но поддельную или «убитую» неправильным хранением.

Так получается, что все требования, связанные с производством, хранением и курением сигар, заставляют вас держаться в достаточно узких рамках. Впрочем, если следовать всем законам и обычаям, вам не получить настоящего удовольствия. Именно умение нарушать строгие правила и отличает знатока. Ограничений множество. Так, еще при подборе табака мастерам нужно учитывать, что сигара должна быть не только крепкой, но и сбалансированной по вкусу. Сигары важно особым образом хранить и выдерживать: некоторые особенности вкуса выявляются только спустя несколько лет. Наконец, сигару нужно правильно обрезать и выкурить. Делать это следует за определенное время – главное, не быстрее, чем нужно. Иначе вы не почувствуете вкуса, не сможете насладиться всей гаммой сигары, меняющейся в зависимости от того, на какой стадии находится огонь. В начале курения сигара имеет один вкус, в середине – другой, в конце – третий, обычно наиболее крепкий и интересный. Некоторые знатоки делают пару затяжек еще до того, как раскуривают сигару. Так они пытаются определить особенности запаха, у которого множество оттенков.

Рассуждая о вкусе вина, вы будете говорить о нотках корицы, фруктов, ягод, дерева и так далее. Точно так же оценивается вкус табака, который может пахнуть землей, медом, какао, фруктами (не говоря уже об ароматизированных сортах, производимых в Доминикане, некоторые из которых выдерживаются в коньяке или роме). Например, H. Upmann пахнет медом, так же как и Che Guevara. Punch бодрит и повышает настроение, она хороша для дождливых и пасмурных дней. Partagas № 4 – крепкая сигара с насыщенным острым вкусом, Trinidad после нее покажется вам мягкой и приятной, как глоток свежего воздуха. Знатоки меняют сигары в зависимости от настроения, меню обеда, привычек и знаний о различных сортах. И постоянно пробуют новое – именно поэтому они и являются знатоками. Их не привлекают только неинтересные сигары, которые ничем не пахнут и не обладают выраженной индивидуальностью.

Сигару важно правильно закурить. Некоторые по примеру героя сериала «Клан Сопрано» сначала подсушивают сигару, проводя вдоль нее зажженной спичкой. Не думаю, что это имеет смысл в нашем климате, где гораздо сложнее сохранять сигары влажными. Затем сигару нужно аккуратно разжечь, желательно деревом или специальной зажигалкой, чтобы не примешивались посторонние запахи. И курить сигару тоже нужно правильно – с чувством, с толком, с расстановкой, не затягиваясь и не вытягивая дым слишком сильно. В зависимости от формата сигара курится от 10–15 минут до полутора часов.

Оказавшись на Кубе, я первое время только наблюдал, как крутят сигары, а когда стал пробовать, то курил их, как сигареты, то есть очень быстро. Но всякий раз на следующее утро мне было так плохо! Виной тому и неправильные ощущения от самих сигар (при таком курении табачные масла попадают в легкие и желудок), и усиливаемое курением похмелье. Со временем я стал это делать значительно спокойнее, и негативное послевкусие исчезло. И еще: человек, любящий сигары, отличается от тех, кто хочет с их помощью подчеркнуть свой статус. Афисионадо обычно спокоен, не любит выставляться на первый план, редко повышает голос, пьет мало, но хорошие напитки. Человек, который курит сигары, чтобы произвести впечатление, конечно, будет кричать: «Всем шампанского!»

Почему именно кубинские сигары до сих пор ценятся выше других и почему такого качества не могут добиться даже бывшие владельцы знаменитых сигарных фабрик, после кубинской революции возродившие свой бизнес в Никарагуа, Доминикане или Гондурасе? Все дело в неповторимой крепости кубинского табака, которую он приобретает благодаря климату и почве, в изобилии содержащей известь, никель и другие вещества. Установлено, что близкие по составу почвы есть, скажем, в Никарагуа, но, увы, там другой климат. Только по качеству скрутки сигар Куба порой отстает от Доминиканы. Но доминиканская сигара не крепкая – вот в чем беда. А чем больше вы увлекаетесь, тем более крепкие сигары начинаете курить.

За пределами Кубы сигары производят многочисленные независимые фабрики, каждая из которых ведет свою политику в торговле и маркетинге. На Кубе существует государственный монополист Habanos S. A., с недавних пор на 50% принадлежащий табачному гиганту Altadis. Habanos и поставляет сигары по всему миру через закрытый клуб мастер-дистрибьюторов, которые в свою очередь пользуются услугами субдистрибьюторов. Действуют договоренности о том, кто на какую страну работает, все очень монополизировано и архаично. Скажем, те, кто поставляет сигары на Ближний Восток, занимаются этим с момента кубинской революции. Войти в клуб дистрибьюторов очень сложно. Мне кажется, обычно сюда приходят люди, сделавшие деньги на чем-то другом, которые просто хотят раз в год ездить на Кубу на фестиваль гаванских сигар и иметь стабильный доход от сигарных клубов. Это приятный и довольно прибыльный бизнес, как и все, связанное с предметами роскоши.
Никто не скажет вам, как формируют цены Altadis и Habanos: я думаю, даже в самих компаниях об этом знают человек десять. Но мне по опыту известно, что дистрибьютор может заработать и 50, и 100 процентов на импорте сигар, тогда как их розничная стоимость может колебаться от $10–15 за штуку («обычные» качественные Totalmente a mano) до $10–15 тыс. за ящик из 20 штук Limited Edition. Впрочем, высокая цена еще не гарантирует качество. Поэтому самый простой способ оценить сигары при покупке – запомнить, как выглядели и чем пахли аналогичные, которые вы брали в стопроцентно надежном месте.

Сигара все же остается предметом роскоши: для одних с точки зрения денег, для других – с позиции времени. То же касается и Кубы, где постоянно курят сигары только старики. Лишь они могут позволить себе, никуда не торопясь, сидеть, смотреть на море и потягивать дым. Думаю, что у Хемингуэя старик курил именно сигары, а не сигареты. И еще: оказавшись на Кубе, остерегайтесь девушки, только что курившей Partagas! Если она вас поцелует, на губах останется острый вкус перца.

Administrator Administrator


Комментарии

Защита от автоматических сообщений