Юрий Гершов, ФСК ЕЭС: «Без высокого уровня автоматизации невозможно получить оперативную картину исполнения договоров»

Юрий Гершов, ФСК ЕЭС: «Без высокого уровня автоматизации невозможно получить оперативную картину исполнения договоров» 18.01.2019

Юрий Гершов, руководитель управления оборотным капиталом ФСК ЕЭС и спикер Делового завтрака «Оптимизация планирования денежных средств и платежного процесса в корпоративном казначействе», рассказал CFO Russia про особенности оперативного планирования платежей и поступлений в его компании.

Какие подходы и инструменты применяют в ФСК ЕЭС для оперативного планирования платежей и поступлений?

Мы используем несколько методов. В первую очередь это графики исполнения договоров – платежей и обязательств. Эти графики формируют кураторы договоров исходя из условий договоров при их заведении в систему, а корректируют на основании их фактического исполнения. С помощью ведения условий платежей мы частично автоматизировали формирование графиков платежей на базе графиков обязательств. Все графики ведутся с точностью до дней «на горизонте» исполнения договора.

Для среднесрочного планирования мы используем платежный календарь. Он формируется в системе на стороне ЦФО исходя из доступных лимитов бюджетов и потребности в оплате на три месяца. Графики ведут в разрезе недель. Их могут формировать в том числе в полуавтоматическом режиме на основании графиков по договорам. Оперативное – «на горизонте» до месяца – планирование платежей осуществляют через анализ принятых обязательств в системе и по сформированным заявкам на платеж с будущими датами. Оплату обычно производят через 30 календарных дней после принятия акта.

В части доходных операций более 95% выручки формируется от регулируемых видов деятельности и приходит в сроки, которые определены законодательством.

Что послужило причиной организации сбора данных?

В силу масштаба компании большинство расходных договоров ведут на местах. Поэтому без высокого уровня автоматизации невозможно получить оперативную картину их исполнения, необходимую для планирования денежных потоков.

Что собой представляет сбор данных для построения планов в SAP ERP?

С помощью информационной корпоративной системы в ФСК организовано ведение договоров. В рамках системы ведения договоров формируются графики их исполнения. Также в информационной системе компании организовано ведение платежного календаря, формирование, согласование и централизованное исполнение заявок на платеж.

Какие преимущества дает это решение вашей компании?

Благодаря децентрализованному вводу, системе верификации и централизованному хранению информации мы получаем полную картину с возможностью возвращения к исходным данным.

С какими трудностями вы сталкиваетесь при планировании платежей и поступлений, а также при сборе данных? Как вам удается с ними справляться?

Основная проблема планирования и сбора данных – в росте трудозатрат на их первичное внесение на низовом уровне при развитии автоматизации. Сложность в том, что данная информация не профильная для сотрудников, которые должны ее заносить. С одной стороны, эти проблемы решают через оптимизацию интерфейсов и минимизацию дублирующего ввода информации. С другой – через обучение сотрудников, разъяснение им пользы от корректных данных в дальнейшей работе.

Вторая проблема – это сложности прогнозирования исполнения обязательств контрагента. Эти трудности в первую очередь касаются крупных затрат в рамках строительных проектов – большой объем работ, серьезная цена ошибки и высокий уровень принятия решения. Такие проблемы можно решить несколькими способами. Например, через регламентацию действий сотрудников и руководителей, оптимизацию договорной базы в части компенсации дополнительных затрат компании, если контрагент нарушит сроки.

Задать свои вопросы Юрию и узнать больше об опыте ФСК ЕЭС вы сможете на Деловом завтраке «Оптимизация планирования денежных средств и платежного процесса в корпоративном казначействе», который состоится 31 января 2019 года в Москве.

Алиса Попова


Наверх