Михаил Благутин, «Яндекс.Облако»: «Современные подходы к новым технологиям и преобразованию процессов предполагают быстрые эксперименты»

Михаил Благутин, «Яндекс.Облако»: «Современные подходы к новым технологиям и преобразованию процессов предполагают быстрые эксперименты» 15.04.2019

Михаил Благутин, руководитель блока финансов, аналитики и развития ML/AI направления «Яндекс.Облако», рассказал CFO Russia, какие преимущества дают компаниям облачные технологии.

С какими проблемами в области информационных технологий сталкиваются компании в ходе цифровой трансформации?

Сейчас во многих отраслях запускают цифровые продукты и проекты, а также планируют радикальное изменение бизнес-моделей. Проблем вокруг этих преобразований много.

Одна из ключевых – поиск и вовлечение компетентного персонала, в первую очередь разработчиков. Даже для «Яндекса» найти правильных разработчиков на новые направления – непростая задача. Современные подходы к новым технологиям и преобразованию процессов предполагают быстрые эксперименты. Умение делать быстро и качественно эти эксперименты и пилоты – тоже один из важных вызовов для компаний. Если вы решили протестировать подход или продукт, и это заняло у вас полтора года, то высока вероятность, что через 18 месяцев они уже будут неактуальны. Некоторые компании пропускают стадию эксперимента и строят решение сразу. Но это еще хуже: с высокой вероятностью получишь на выходе ненужное решение, которое срочно надо переделывать.

Также часто проблемы заключаются в качестве и доступности данных. На данных «сидят» те, кто отвечают за инфраструктуру. Чтобы продуктовые команды могли что-то с ними сделать, нужны ресурсы и немалое усилие воли.

Как облачные технологии помогают решить эти задачи?

Облачная ИТ-инфраструктура эффективно решает вышеуказанные проблемы.

Во-первых, облака позволяют осуществить задачи по запуску новых продуктов быстрее и качественнее, чем собственная или арендованная инфраструктура. На сегодняшний день многие международные облачные платформы расширились до сотен сервисов. «Яндекс» уже запустил десятки. Многообразие сервисов позволяет удовлетворить разнообразные технологические потребности разработчиков: в базах данных, контейнерах, очередях, разных конфигурациях хранилищ, виртуальных машинах, системах мониторинга, логирования и нотификации, визуализации данных, инструментах управления последовательностью событий и так далее. Это позволяет не искать новых разработчиков или администраторов, знакомых с построением специфических back-end систем (часть системы, которая отвечает за хранение/изменение данных – прим. ред.), а полагаться на универсальных full stack разработчиков (те, кто работают с back-end и front-end – прим. ред.), которые могут решать разные задачи. Во-первых, таких разработчиков легче развивать. Во-вторых, результат получается лучше, когда разработчик видит продукт целиком, а не кусками, и задачи, которые решает специалист, ближе к области компетенции компании. Например, основная зона цифровых компетенций ритейла – система рекомендаций, управление ассортиментом, аналитика продвижения товара, продаж и поведения пользователей. Ритейлер должен концентрироваться на таких вопросах, а не на том, как наладить безотказную и сбалансированную работу сети, дисков или масштабировать конфигурации на множество машин.

Конечно, наличие ресурсов и многообразия легкодоступных высокоуровневых сервисов решает и проблему скорости запуска сервиса. Компаниям не нужно ждать, когда приедет «железо», когда его подключат в общую инфраструктуру и сконфигурируют на него ОС, доступы и сеть, когда в этих машинах начнут разворачивать и настраивать необходимые элементы инфраструктуры. Не нужно ждать, пока построят и настроят все инфраструктурные микро-сервисы, которые необходимы для качественной разработки.

Немаловажное преимущество облаков для многих компаний – это снижение стоимости владения. Например, «Яндекс» много лет с помощью сотен людей создает инструменты, которые позволяют нам оптимизировать использование внутренней ИТ-инфраструктуры. Это позволяет достичь близких к физически предельным (70-80%) уровней полезной загрузки серверов. Для воссоздания подобной эффективности другим компаниям нужно много человеко-лет. В облаке все эти инструменты доступны «из коробки». Это вычисления с разным уровнем приоритетности и различные уровни хранения данных, а также возможность эластично масштабировать размер инфраструктуры в зависимости от нагрузки. К тому же, это использование сервисов, которые обслуживают сразу несколько клиентов, поэтому такой подход значительно эффективней.

Например, на развитых рынках росту облачного сегмента помог кризис 2008-2009 годов. Из-за него компании более критично посмотрели на общую стоимость ИТ-инфраструктуры, осознали преимущества облаков и начали активно мигрировать в них.

Более того, облачная ИТ-инфраструктура – это прозрачность в эффективности ИТ-затрат. Каждая продуктовая команда или центральная ИТ-команда может понять, насколько эффективно загружены те или иные ресурсы, кто их создал и зачем они нужны. Для этого есть готовый и широкий набор инструментов. Если нужно что-то оптимизировать, это можно решить за часы, а не месяцы.

Можете привести примеры успешного применения облачных технологий на практике? Какие еще выгоды получают компании от их использования?

Есть много интересных областей, которые получили ускоренное развитие с помощью облачных платформ. Например, сервисы и технологии машинного обучения. Многие из крупных технологических игроков – Microsoft, Google, «Яндекс» создали зрелые решения с использованием технологий машинного обучения – по распознаванию речи, машинному переводу, компьютерному зрению. В машинном обучении остро стоят вопросы поиска специалистов и получения дата-сетов для построения собственных моделей. У крупных ИТ-компаний с этим легче, а готовые API, которые они создали, позволяют быстро провести эксперименты в соответствующих областях в течение дней, а не месяцев. Все уже начинают привыкать к роботам в колл-центрах, которые снижают стоимость, повышают масштабируемость и качество обслуживания клиентов. Но мало кто знает, что большинство из них на российском рынке построили на базе облачных сервисов от «Яндекса» или Google.

Пример из другой области: ритейлер, который хотел запустить масштабное Data Lake (аналитическое хранилище данных – прим. ред.), работал с планом запуска почти на год, пока не переключился на облако. В облаке вся фаза пилота заняла полтора-два месяца.

Облачные технологии также помогают компаниям, которые занимаются сложными вычислениями, например, по проектным данным. Проводить такую работу необходимо несколько раз в месяц, но масштабно. Создавать обычную ИТ-инфраструктуру для этих редких «всплесков» вычислений бессмысленно, в то время как облако позволяет производить подсчеты гибко. Причем для этого есть специальные режимы вычисления с пониженной срочностью, которые в несколько раз дешевле стандартных.

Есть у нас и компании, которые разрабатывают мобильные игры. Днем в них приходят играть пользователи в Европейской части России. Ночью, когда пользователи спят, компании не платят за выключенные мощности. В итоге они получают как минимум 50% экономии на стоимости владения.

Алиса Попова


Наверх