Дмитрий Горбачев, «Северсталь»: «Благодаря “Фабрике идей” мы вовлекли в улучшение бизнес-процессов более 50 000 сотрудников»

Дмитрий Горбачев, «Северсталь»: «Благодаря “Фабрике идей” мы вовлекли в улучшение бизнес-процессов более 50 000 сотрудников» 23.04.2019

Дмитрий Горбачев, директор по развитию Бизнес-системы «Северсталь» и спикер Делового завтрака «Управление знаниями в корпорации», рассказал CFO Russia о внедрении и работе «Фабрики идей» в его компании.

Как давно в «Северстали» внедрили «Фабрику идей»? Что послужило толчком к ее созданию?

Мы занимаемся этим проектом с 2012 года. За основу взяли опыт нашей компании по сбору, оценке и реализации рационализаторских предложений. У этого опыта были свои плюсы: ощутимый эффект, реализованный механизм продвижения, вовлечение самых опытных сотрудников, понятные механизмы поощрения. Но также были и зоны для внимания: сложность подачи, узкая направленность категорий идей, небольшой процент вовлечения сотрудников, долгие сроки подтверждения эффектов. Мы обсуждали и прорабатывали возможные улучшения на разных уровнях управления – от генерального директора до рядовых сотрудников, а также изучали лучшие отечественные и мировые практики. В результате этого в нашей компании появилась новая система сбора инициатив. Ее ключевыми особенностями стали: простота подачи идеи и быстрое принятие решения по ее реализации, разнонаправленность, предоставление обратной связи автору и четкая система мотивации.

На какие этапы делилось внедрение «Фабрики идей» в вашей компании? С какими сложностями вы сталкивались в процессе и как удалось их преодолеть?

На старте программы мы сфокусировались на вовлечении сотрудников. Было принципиально важно, чтобы каждый работник делился идеями по улучшению – от своего рабочего места до глобальных изменений на уровне цеха или производства. Для этого мы выстроили систему подачи идей. Это были бумажные бланки, которые сотрудник мог заполнить в производственном помещении и опустить в ящики на стендах. В каждом подразделении создали специальные комитеты – технические советы. В их состав входили начальник структурного подразделения и ключевые эксперты по каждому направлению. Техсовет два раза в месяц рассматривал идеи сотрудников и принимал решение по каждому предложению: реализовать, отклонить или направить на доработку. Также определяли эксперта, который был ответственным за доработку или реализацию идеи. Особое внимание уделили мотивации персонала. За каждую идею выплачивали от 500 до 2000 рублей в зависимости от ее оценки. Ежеквартально авторов лучших идей награждали ценными подарками – смартфонами, планшетами, строительными инструментами.

Тем не менее, идеи часто оставались в статусе «принятых», но их не реализовали. Сотрудники были не удовлетворены системой мотивации, при которой награждали только нескольких авторов. Из-за этого на следующем этапе мы сфокусировались на реализации идей. Работники должны видеть, что их инициативы внедряют, ведь это один из основных мотиваторов для дальнейшего вовлечения.

В 2014 году мы внедрили единую информационную платформу – программно-прикладной комплекс «Фабрика идей». Он позволил сформировать общую базу идей компании и администрировать ее. Также кардинально изменилась система мотивации. За каждое предложение, которое приняли к реализации, сотруднику начисляли виртуальные баллы – «фишки»: от 5 до 100 в зависимости от экономического эффекта. Работник мог обменять «фишки» на сувениры или подарочные сертификаты магазинов города.

Когда количество поданных и реализованных идей достигло высокого уровня, для нас стало вызовом их качество. Мы начали отмечать, что зачастую сотрудники предлагали очень простые задумки, которые не несли значительной пользы.
Необходимо было замотивировать людей на генерацию эффективных предложений. Для этого установили KPI на количество идей с экономическим эффектом более 200 000 рублей и дополнили систему мотивации вознаграждением реализаторов инициатив. Теперь получить 100 «фишек» могли автор и реализатор. Таким образом, эффект от программы вырос практически в 3 раза.

С начала 2018 года мы отказались от целевых установок, что привело к снижению числа поданных и реализованных предложений. При этом идеи стали более продуманными, и экономический эффект вырос в 2 раза по сравнению с 2017 годом. В качестве мотивации стандартное начисление «фишек» дополнили ежеквартальным награждением авторов лучших идей с экономическим эффектом сертификатами на 300 «фишек» – 20 000 рублей, и ежегодным поощрением ценными призами.

Сейчас каталог призов и сертификатов состоит из 35 наименований различных торговых точек города и интернет-магазинов. Сотрудники могут заказать электронные сертификаты и приобрести различные услуги: полисы медстрахования, лечение в медицинском реабилитационном центре или выходные на базе отдыха. Одно из самых больших достижений «Фабрики идей» – «Добрые дела». Работник может перевести свои «фишки» в благотворительный фонд «Фабрики идей». За время существования программы наши сотрудники отправили более миллиона рублей на благотворительность. Благодаря этому детский дом в Череповце смог купить оборудование в кабинет альтернативной коммуникации для детей с аутизмом, реабилитационный центр «Росток» приобрел детский игровой лабиринт, а центр «Преодоление» – оргтехнику.

Какие преимущества дает «Фабрика идей» вашей компании?

Программа показала замечательные результаты. Мы вовлекли в улучшение бизнес-процессов более 50 000 сотрудников компании. Практически каждый из них хотя бы раз подал предложение. Например, в дивизионе «Северсталь Российская сталь» ежедневно предлагают более 160 идей, 95 из них реализуют. Это 414 000 поданных и 248 000 реализованных идей за 7 лет, что составляет более 6,4 млрд рублей. Нам предстоит дальнейшее развитие программы. Я обязательно поделюсь его результатами на следующем мероприятии.

Задать свои вопросы Дмитрию Горбачеву и узнать больше об опыте «Северстали» вы сможете на Деловом завтраке «Управление знаниями в корпорации», который состоится 25 апреля 2019 года в Москве.

Алиса Попова


Наверх