Сухроб Курбонов, «Альфа-Банк» (Беларусь): «Доверие становится одним из главных трендов современного корпоративного мира»

Сухроб Курбонов, «Альфа-Банк» (Беларусь): «Доверие становится одним из главных трендов современного корпоративного мира» 14.01.2020

Сухроб Курбонов, директор департамента внутреннего аудита «Альфа-Банка» (Беларусь) и спикер Третьей конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», рассказал CFO Russia, как службе внутреннего аудита выстроить систему открытых и доверительных отношений с другими подразделениями.

Важно ли выстраивать открытые и доверительные отношения службе внутреннего аудита с другими подразделениями? Какие подходы для этого существуют?

Важность выстраиваний открытых и доверительных отношений сложно переоценить. Для эффективного выполнения своей функции руководителю внутреннего аудита и аудиторам необходимо уметь налаживать конструктивные и доверительные отношения с представителями других подразделений. Эффективное взаимодействие, в конечном счете, позитивно сказывается на деятельности сторон и в целом организации.

Существует три подхода по налаживанию отношений: формализованный (то есть в рамках установленных норм); неформальный/неформализованный (общение не как аудитор/контролер и проверяемый субъект, а как равные стороны); микс (элементы формализованного и неформализованного). Выбор подхода зависит от целей. Если цель налаживания отношений – повысить ценность внутреннего аудита, соответствовать определенным стандартам деятельности и так далее, то используется один подход, если цель – более оперативно решать вопросы и получать информацию в короткие сроки, то иной.

С какими сложностями потенциально могут сталкиваться компании при внедрении подходов по налаживанию взаимоотношений?

На самом деле, это классические сложности. В большинстве случаев внутренний аудит и аудиторы воспринимаются как контрольно-надзорная функция (в определенных случаях так оно и есть, к примеру, когда речь идет об уточнении вопросов связанных с потенциальными случаями злоупотреблений/мошенничеств). Но во многих других случаях внутренний аудит – не совсем контролеры, и поэтому возникает «вакуум» в понимании функций, целей и задач ВА из-за чего появляются определенные сложности.

Другая сложность – отсутствие «тона сверху», который в настоящее время трансформировался уже в понятие «действия сверху», то есть, нет посыла от высшего руководства взаимодействовать с аудиторами открыто и доверительно.

Третья типичная трудность – отсутствие у руководителя внутреннего аудита четкого видения концепции по налаживанию отношений.

К примеру, мы находили решение путем выстраивания рационального количества коммуникаций с проверяемыми подразделениями и руководством (не в ущерб независимости и объективности, с эффективным использованием временного ресурса). Продвигали философию открытости и взаимопонимания на уровне подразделения внутреннего аудита и настраивали аудиторов на конструктивное взаимодействие с проверяемыми подразделениями, в том числе вырабатывая (на уровне внутреннего аудита) концепт по взаимодействию с менеджментом и НС.

Какими советами вы можете поделиться с компаниями, которые только собираются выстраивать систему открытых и доверительных отношений между службой ВА и другими подразделениями?

Начните с определения проблем и целей. Опираясь на цели, выработайте концепт взаимодействия, далее поделитесь своим видением с топ-менеджментом и получите обратную связь. Если необходимо, внесите коррективы в разработанный концепт.

Думайте позитивно, повышайте уровень доверия, как к себе, так и к иным участникам процесса. Доверие становится одним из главных трендов современного корпоративного мира.

Задать свои вопросы Сухробу Курбонову и узнать больше об опыте «Альфа-Банка» вы сможете на Третьей конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса», которая состоится 24 января 2020 года в Москве.

Мария Кириченко


Наверх