• Сегодня 29 марта 2024
  • USD ЦБ 92.26 руб
  • EUR ЦБ 99.71 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://vk.com/cforussia

Как Pfizer работала в России

10.08.2012

Об особенностях бизнеса Pfizer в России и еще 11 странах говорится в иске, который подала к фармацевтической компании Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC). Pfizer уже согласилась заплатить по этому иску $60,2 млн (см. врез).

Как сообщила Pfizer, в 2004 г., проверяя недавно приобретенную ею «дочку» в Хорватии, она обнаружила, что местные сотрудники «производили неправомерные платежи» врачам и чиновникам. Компания начала внутреннее расследование на всех рынках своего присутствия, о ходе которого регулярно уведомляла SEC (закон США о борьбе с коррупцией запрещает американским компаниям давать взятки на территории иностранных государств).

Как выяснилось, «дочки» фармконцерна — Wyeth и Pfizer HCP — заплатили в 1997-2006 гг. более $2 млн взяток. В отчетности «дочки» отображали эти суммы как расходы на рекламные мероприятия, маркетинг, обучение, клинические исследования, проведение конференций и проч.

В Россию продукцию Pfizer импортировали российские дистрибуторы по прямым контрактам с Pfizer HCP, а сотрудники российского представительства концерна занимались маркетингом. Роль представительства до 2003 г. исполняла компания Pharmacia, в 2003 г. Pfizer ее купила.

Вот что рассказывается в иске SEC о России.

Российская практика

С середины 1990-х сотрудники российского офиса Pfizer имели право предоставлять скидку в 5% от стоимости закупки. На практике часть платежей делалась напрямую сотрудникам больниц и врачам после того, как больница закупала препараты либо врач выписывал рецепты.

Иногда Pfizer платила через подставные фирмы, которым перечисляла деньги по фальшивым накладным. В 2003 г. финансовый директор российского офиса открыл два банковских счета для проведения дополнительных платежей. С декабря 2003 г. до 2005 г. через эти счета прошло $820 000. Такие платежи проводились с одобрения главы представительства и финансового директора, подчеркивает SEC. Сотрудники российского офиса Pfizer старались скрыть от материнской компании истинное назначение платежей, списывая их на «туризм и развлечения», «встречи торговых представителей», «конференции» и др.

Дистрибуторы также платили сотрудникам клиник, ответственным за принятие решений о закупке лекарств. Например, в письме от 24 ноября 2005 г. сотрудник офиса Pfizer Russia обсуждал «базовую скидку» на $1652. Дистрибутор, участвовавший в переписке, утверждал, что именно столько заплатил сотруднику одной из клиник.

Pfizer также перечисляла скидки дистрибуторам на счета офшорных компаний. Например, в 1999 г. Pharmacia договорилась с одним из своих дистрибуторов о том, что будет перечислять деньги по торговым скидкам на счета фирм-однодневок, зарегистрированных в Литве и на Кипре. После покупки Pharmacia в 2003 г. менеджмент Pfizer в 2003 и 2004 гг. подписывал аналогичные соглашения с двумя другими дистрибуторами, у которых были фирмы-однодневки в Канаде и Хорватии. Материнской компании глава российского представительства при этом говорил, что офшоры оказывают лоббистскую поддержку фармпроизводителю в тендерах по закупке лекарств.

Работник российского офиса Pfizer 2 декабря 2004 г. запрашивал деньги на спонсорскую поддержку сотруднику департамента здравоохранения Москвы, который внедрял новые методики лечения антибиотиками. За эту работу он желал «получать финансовую компенсацию». Сотрудник российского офиса Pfizer отмечал, что в ответ фармацевт готов включить продукцию Pfizer в разрабатываемые методики лечения, которые впоследствии должны были стать официально рекомендованными для применения во всей России.

Pfizer стимулировала чиновников и сотрудников больниц, оплачивая им туристические поездки и участие в конференциях. Например, 19 ноября 2003 г. сотрудник Pfizer Russia запрашивал средства на «мотивационное путешествие первого заместителя министра здравоохранения, нацеленное на включение продуктов Pfizer в список лекарств, стоимость которых возмещается государством». Поскольку дальше говорится о включении препарата в региональный формулярный лист, речь, вероятно, идет о чиновнике регионального уровня.

В электронном письме, датированном 27 июня 2005 г., сотрудник Pfizer Russia упоминает о том, что врач государственной клиники берет на себя обязательства по увеличению объема закупок до $100 000 в обмен на поездку на конференцию в Голландию или Германию. Впоследствии 14 сентября 2005 г. сотрудник офиса сообщил, что с врачом было достигнуто «соглашение о сотрудничестве».

Обычное дело

Топ-менеджер крупной фармкомпании говорит, что все описанное SEC — обычное дело. В то время кулуарная оплата отдыха чиновников была широко распространена: это был самый простой и эффективный метод добиться того, чтобы препараты попали в формулярный лист. Стимулирование выписки препаратов врачами — также обычная практика того времени, продолжает он: в 2005-2007 гг. у части врачей были специальные банковские карты, на которые некоторые фармкомпании перечисляли деньги, затем широкое распространение получили программы «псевдоделового туризма» для врачей, выписавших наибольшее число рецептов.

Многие платили врачам за выписку дорогих препаратов, а также вывозили лидеров по выписке на отдых, вспоминает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк, некоторые компании вели учет выписанных рецептов: пациенты приходили с рецептом в аптеку, которую им рекомендовал врач, а аптеки уже передавали «отоваренные» рецепты фармкомпаниям.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не будет использовать материалы SEC и начинать собственное расследование о нарушениях в ходе госзакупок лекарств, признался начальник управления ФАС по контролю за госзаказом Михаил Евраев. Описанные события происходили до принятия закона о госзакупках и многие действия не являлись нарушением закона, объяснил он. «Нельзя предъявить претензии в отсутствие правил. Антикоррупционный закон [о госзакупках], который ввел очень жесткие меры в отношении заказчиков, был разработан нами в 2004 г., принят в 2005 г. и вступил в силу с 1 января 2006 г. Он не решил все проблемы, но очень сильно ограничил коррупционную деятельность. До 2006 г. заказчики были вольны делать что угодно, условия для дачи взяток были самые благоприятные», — объяснил Евраев. А закон «Об основах охраны здоровья граждан», вступивший в силу в этом году, запретил фармкомпаниям дарить врачам подарки, оплачивать их отдых, добавляет топ-менеджер фармкомпании.

Мария Дранишникова
Александра Крекнина
Vedomosti.ru

В подготовке статьи участвовала Елена Мангилева


Комментарии

Защита от автоматических сообщений